Двадцать семь войн «Крокодила». Нашему легендарному ударному вертолёту Ми-24 — 55 лет и на покой он явно не собирается.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Двадцать семь войн "Крокодила". Нашему легендарному ударному вертолёту Ми-24 — 55 лет и на покой он явно не собирается.1,3K прочтенийВчераМи-24 уже изрядно устарел, по до сих пор не потерял актуальности. Его модификация Ми-35 способна нести всю линейку актуального вертолётного оружия. Фото МО РФМи-24 уже изрядно устарел, по до сих пор не потерял актуальности. Его модификация Ми-35 способна нести всю линейку актуального вертолётного оружия. Фото МО РФ
В конце февраля 1986 года состоялся один из самых известных массовых боев между боевыми вертолётами. К слову сказать, подобные дуэли не были редкостью в годы Холодной войны. Негласный рекорд по по таким "винтокрылым схваткам" прочно удерживает Ирано-Иракская война. Там подобные битвы происходили очень часто. И если поначалу удача шире улыбалась американским "Кобрам" на вооружении иранских ВВС, то после февраля восемьдесят шестого пальму первенства прочно захватили советские вертолёты Ми-24. "Летающий БМП", "Галя", "Лань" — хотя нет. Правильнее всё-таки "Крокодил. Все кто участвовал в войнах трёх последних десятилетий хорошо знают этот басовитый рык двигателя и вслед за ним шипение НАРов. Прямая атака вертолёта неуправляемыми снарядами действовала на неприятеля устрашающе и деморализующе, как и остальное море огня. И если под рукой у атакуемых не было ПЗРК, они чаще всего просто бежали с поля боя. Зачастую "Крокодилы" становились последней надеждой оставшихся без огневой поддержки отрядов. И тогда, все кто ругал временами милевскую конструкцию за довольно вместительный десантный отсек, вспоминали конструктора добрым словом. Ровно 55 лет назад Ми-24 впервые поднялся в воздух и выглядел он, прямо скажем, несколько иначе, чем мы привыкли видеть. И в Ираке воевали совсем другие машины, чем Ми-24, надежно прикрывавшие наш выход из Афганистана.
Первый экземпляр Ми-24, сентябрь 1969 года. Эту форму назвали "верандой" за характерное остекление кабины. Фото ОКБ МильПервый экземпляр Ми-24, сентябрь 1969 года. Эту форму назвали "верандой" за характерное остекление кабины. Фото ОКБ Миль
Концепцию "летающей БМП" в середине 60-х впервые обосновал и предложил сам основатель КБ, где была разработана машина — Михаил Леонтьевич Миль. Подобная компоновка была настолько неожиданной и никогда до этого не применявшейся, что её едва не завернули на уровне представленного Конструкторским бюро Миля эскиза. До сих пор идут споры о её целесообразности. Но бронированный транспортный отсек при случае мог спасти целое отделение воинов-пехотинцев, да и дополнительный груз в 1500 кг никогда не бывает лишним. Тогда специальная комиссия ЦК решила, что "Крокодилу" быть. И уже к середине 80-х первый ударный вертолёт СССР и второй в мире после "Кобры" был во всеоружии и полностью готов к встрече со своим американским коллегой. Для работы по земле "Крокодил" использовал управляемые и неуправляемые ракеты и пулемет, а на случай нежелательной встречи в небе, экипажи "Крокодилов" применяли ближнюю советскую ракету "воздух-воздух" Р-60.
Именно так и было разгромлено вертолётное звено "Кобр" в феврале 1986-го. Бой у полуострова Фао (Персидский залив), стал своеобразным пиком военного применения 2Крокодила", хотя основная его часть состояла в повседневной опасной работе. Тот бой, закончился со счётом 5-1 в пользу советских машин. Всего Ми-24 сбили в ходе этого конфликта более сорока американских вертолётов "Кобра" и "Белл-214". Тогда популярность "Крокодила" в разных развивающихся странах стала повальной. Даже на сегодня это самый распространенный ударный вертолёт после американского "Апача" и состоит на вооружении 48 стран. Успех колоссальный, хотя речь не всегда шла о коммерческих поставках. Но точно можно сказать, что где бы и под какой бы эмблемой Ми-24 не воевал, пехотинцы были рады услышать характерный звук мотора, естественно, если они не принадлежали к стану неприятеля.
Несмотря на кажущуся громоздкость, вертолёт был достаточно маневренным и универсальным. Своя пехота ценила его за целое море огня, которое он создавал в атаке (до 120 НАР). Картинка ARMAНесмотря на кажущуся громоздкость, вертолёт был достаточно маневренным и универсальным. Своя пехота ценила его за целое море огня, которое он создавал в атаке (до 120 НАР). Картинка ARMA
Так или иначе, "Крокодил" поучаствовал в 27 войнах на всех континентах, от Латинской и Южной Америки, до Африки и Дальнего Востока. И до сих пор для многих армий он остаётся основой парка ударных вертолётов. Его более современная версия Ми-35 способна нести всё современное вертолётное оружие: от ракеты "Вихрь-М", до ЛМУР. Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!