Минэкономразвития предлагает бизнесу переходить на бартер. Меняем бусы на трусы?

Минэкономразвития предлагает бизнесу переходить на бартер. Меняем бусы на трусы?

Никто в России не верил в возвращение бартера, но Минэк неожиданно выпустил методичку, в которой черным по белому описаны старые-новые схемы обмена товаров. Эксперты считают, что обновленная система бартера вряд ли станет популярной среди российских предпринимателей. Однако этой программой могут воспользоваться крупные импортеры. По сути, они уже торгуют по бартеру с Китаем, Турцией и рядом других стран.

Почему бартер вернулся? Все довольно просто – вторичные санкции и нежелание китайских банков сотрудничать с российскими предпринимателями. Конечно, речь не идет о переходе на торговлю «бусы и трусы», но ситуация довольно интересная.

Новый русско-китайский бартер

Что такое бартер в простом его понимании? Речь идет о простейшем обмене товаров, когда одна сторона передает условную партию валенок, а другая – процессоры и электронику. Разумеется, в современных реалиях бартер работает по более сложным схемам. В первую очередь стоимость товаров оценивают по рыночным ценам, а уже дальше происходит обмен.

На самом деле мы сейчас говорим о позитивной новости, которая поможет импортерам торговать с китайскими производителями. В Минэке лишь предоставили свое виденье нового русского бартера, позволяющего обходить вторичные санкции. Правда, нужно учитывать, что в Минэке предлагают работать только по трем схемам:

Первая схема или закрытый бартер – суть в том, что две компании обмениваются определенными ресурсами. Наверное, это самый примитивный обмен, который имеет множество рисков. Например, как правильно рассчитывать точную стоимость товаров, особенно сырья из России. С китайскими товарами все более-менее понятно, ведь их поставляют практически на все мировые рынки. Достаточно посмотреть в интернете, сколько и чего стоит.

Эксперты Института экономики РАН считают, что все проблемы можно относительно быстро решить:

«Стороны изначально не знают стоимость своих товаров, но могут буквально брать информацию из сети, то есть заглядывать на мировые рынки. Другое дело, что речь может идти о нефти, зерне и прочих товарах, стоимость которых определяет государство».

Вторая схема или открытый бартер – в данном случае количество участников может быть до 10 компаний. Суть схемы в том, что сразу несколько предприятий заключают сделку. Например, российские компании закупают товары в КНР, заключают договор, а поставляют уже другим предприятиям на производство или перепродажу. По сути, речь идет о более сложной схеме, в которой принимают участие перекупщики.

Третья схема или толлинг – еще один интересный вариант со своими особенностями. В этой схеме китайские предприятия могут поставлять условные станки, а российские компании выполнять какие-то услуги или работы. Такой себе своеобразный аналог современного коммунизма, когда деньги не имеют значения, а продукцию покупают за трудовые часы.

Насколько это удобные и выгодные схемы? Специалисты по-разному оценивают бартерные сделки. Но обычно речь идет о сложных и не всегда честных операциях. Мы уже проходили подобные метаморфозы в 90-е годы, когда сделки по толлингу использовали для дешевого выкупа дорогостоящей продукции.

Минэкономразвития предлагает бизнесу переходить на бартер. Меняем бусы на трусы?

Как будут производиться расчеты?

А это очень хороший вопрос, ведь в методичках Минэкономразвития черным по белому сказано: «Рекомендуем считать стоимость товаров в американских долларах». В сети успели поднять волну по поводу возврата к долларам. Но нужно учитывать, что это больше пожелания китайских экспортеров. Как бы это странно ни казалось, но именно китайцы предпочитают торговать в иностранной валюте.

В первую очередь это намного проще, чем использовать рубли или юани. Есть базовая стоимость товара в 100 долларов или 50 долларов, поэтому проще рассчитывать коэффициенты обмена по бартеру.

Разумеется, когда эти товары попадают в Россию или Китай, то ценники считают по курсу национальной валюты, то есть в рублях и юанях. В целом бартерные сделки существуют уже больше года, только о них особо не афишировали в СМИ. Как только китайские банки перестали принимать платежи из России, бизнес начал искать альтернативные варианты.

Самое главное — что будет с ценами?

Основная проблема бартера — точный расчет стоимости товара. Обмен-то можно произвести без особых проблем, но дальше этот товар поступает на рынок, где его продают за деньги. Скорее всего, будут использовать методики, которые применялись в 90-е годы. Тогда с китайских фабрик поступали тонны различных товаров, в том числе обувь и одежда. Экономисты пока не могут сказать, как бартерные сделки повлияют на цены, но, скорее всего, ценники могут вырасти.

Самое интересное, что ранее многие российские эксперты всячески отрицали переход на бартерные сделки с Китаем. Правда, в ассоциации российских банков и сейчас не верят, что бартер будет пользоваться спросом. Конечно, какие-то масштабные партии металла или зерна могут обменивать, но мелкие потребительские товары будут поставлять стандартными схемами.