Байден ошибся в старейшем альянсе — США теряют Европу ради союза с Австралией
В то время как оборонный союз с Великобританией и Австралией имеет смысл, привязка его к Франции — и ЕС — в этом процессе не имеет смысла. Запомните эту фразу: Je m’en bats les couilles. По сути, это послание, которое президент Джо Байден направил президенту Франции Эммануэлю Макрону, стране, которая считается «старейшим союзником Америки» .
В последние несколько дней администрация Байдена оказалась втянутой в противоречие с Парижем, которого можно было избежать, из-за отмененного многомиллиардного оборонного контракта между Францией и Австралией. Этот разрыв является значительным в анналах франко-американских отношений, поскольку впервые с 1778-го года Франция отозвала своего посла из Соединенных Штатов. И, вряд ли, это все скоро утихнет, что будет иметь более серьезные последствия для всего американского альянса с Францией, Европейским союзом и НАТО. В конце концов, Китай и Россия выиграют от подобного развития событийя.
Отсутствие утонченности. На самом деле Соединенным Штатам и Соединенному Королевству нужно было укрепить свои военные отношения с Австралией, самой мощной англоязычной демократией в Индо-Тихоокеанском регионе. Байдену следует отдать должное за то, что он совершил поистине грандиозный поступок, например, предложил Австралии запатентованные американские технологии атомных подводных лодок — чего Вашингтон не делал для другой страны с 1958-го года — для создания сильного военного альянса, направленного на сдерживание подъема Китая в Индии в Тихом океане.
Как недавно написал бывший советник правительства Австралии Рохан Ватт, сделка по созданию атомной подводной лодки между США, Великобританией и Австралией стала «победой свободы и демократии». Однако нигде не было написано, что этот союз должен был быть создан за счет демократической Франции. Во Франции у Вашингтона есть способный военный партнер — сильнейший на европейском континенте, — который в течение последних нескольких лет взвалил на себя тяжелое бремя борьбы с антиамериканскими исламистами в Африке. Подобно Соединенным Штатам и Великобритании, Франция также имеет интересы в Индо-Тихоокеанском регионе.
Невидимая сделка. Пять лет назад Австралия захотела пополнить свой подводный флот. Ее дизельные подводные лодки типа «Коллинз» нуждались в замене. Французскому оборонному подрядчику Naval Group было поручено заменить шесть австралийских дизельных подводных лодок класса Collins на 12 французских дизельных подводных лодок класса Barracuda.
Согласно Политико-ЕС, «Канберра захотела французского предложения из-за возможности трансформировать лодки Barracuda с дизельной на ядерную энергию». Однако сделка была чревата осложнениями и напряженностью между австралийцами и французами, главным образом потому, что Naval Group оказалась неспособной выполнить параметры контракта, подписанного в 2016-м году.
Сделка стала рушится по крайней мере за 15 месяцев до вмешательства американцев и британцев. Кроме того, стало ясно, что лидеры Австралии действительно не хотели еще один набор дизельных подводных лодок. Им нужны были атомные подводные лодки. Как правило, более тихие, чем их дизельные аналоги, атомные подводные лодки могут оставаться под водой дольше и могут путешествовать дальше, чем дизели. Подводные лодки с ядерными двигателями тоже более сложны — особенно подводные лодки класса Вирджиния США или Великобритании типа Astute (Австралия хочет купить один из этих двух классов атомных подводных лодок).
Однако в конечном итоге, если Австралия не намерена использовать на своих подводных лодках ядерные боеголовки, то атомная подводная лодка может не стоить вложений и времени, которые требуются Австралии, особенно с учетом того, что у Австралии не хватает инфраструктуры, необходимой для создания и обслуживания ядерных боеголовок на своем подводном флоте. Тем не менее, оперативная совместимость — это высокая цель для любой страны, особенно такой как Австралия, стремящейся создать новый военный альянс в своей части мира. И США, и Великобритания тоже являются достойными партнерами в этом начинании.
Но Франция также является жизнеспособным партнером. Никогда в Канберре или Вашингтоне никому не приходило в голову предупредить своих друзей в Париже о предстоящем отказе Австралии от французских подводных лодок в пользу англо-американских. Неужели не было ничего, что администрация Байдена не могла бы предложить в качестве утешения для раненого эго Пэрис? Казалось, что взрослые люди снова правят в Вашингтоне!
Je m’en bats les couilles! По словам аналитика по международным вопросам Леона Хадара, после того, как Париж и остальная часть Европейского Союза пошли за спиной Америки в декабре 2020-го года, чтобы подписать историческое двустороннее торговое соглашение с Китаем. что было пощечиной новой администрации Байдена, президенту Байдену нужно было послать резкий ответ своим французским собеседникам. Но Франция, хотя и является средней по размеру страной в мировой системе, может и сама укусить.
Терять Европу ради победы в Австралии? Благодаря ужасным способам, которым Австралия, США и Великобритания (теперь называемые AUKUS) обращались с французами, Вашингтон может ожидать, что Франция резко отвернется от Америки — по крайней мере, на какое-то время. Во-первых, в ответ Франция, вероятно, будет стремиться к большему соглашению с Пекином. Во-вторых, вместе с немцами Париж попытается втянуть как себя, так и ЕС в ожидающие их руки России. Это могло бы стать реальностью, что бы ни случилось. Но одно можно сказать наверняка: действия администрации Байдена с Австралией не помогли ситуации. Безразличие Байдена к интересам Франции вызвало возмущение французов, что вполне могло привести к серьезному распаду евро-американского альянса.
Разрыв франко-американских отношений из-за сделки с австралийскими подводными лодками, возможно, был лишь последним инцидентом в длинной череде инцидентов, в которых лидерам Европы потребовалось сделать последний шаг в прокладывании нового курса по дальше от Вашингтона. Теперь авторитаристы в самом сердце Евразии. Таким образом, китайско-российская мечта об антиамериканском общеевразийском союзе может быть ближе к осуществлению. Вашингтону было бы приятно сообщить Пэрис Je m’en bats les couilles! Но, к сожалению, в конце концов, американцы, заплатят за вытеснение Франции с орбиты.