Сделка по подводным лодкам между США и Австралией подрывает альянс НАТО

Сделка по подводным лодкам между США и Австралией подрывает альянс НАТО

Стремление Байдена противостоять Китаю предполагает презрение к Европе на фоне секретных решений Вашингтона. Соединенные Штаты, оттолкнув Францию ​​в рамках сделки с Австралией о закупках военных подводных лодок, в очередной раз заставили всех усомниться в приверженности Вашингтона альянсу НАТО. Аналитики также подчеркнули скорость, с которой президент Джо Байден поворачивается в военном отношении к Восточной Азии. Когда Байден сменил враждебного Дональда Трампа, европейские союзники ожидали, что он возвестит новую эру тесного сотрудничества. Вместо этого они столкнулись с секретными решениями НАТО, которые предполагают пренебрежительное отношение к Европе в целом и, в данном случае, — к главному их союзнику — Франции, в частности.

После беспорядочного ухода Байдена из Афганистана и хаотического исхода мирных жителей, который произошел при минимальной координации с союзниками по НАТО, в стране находилось около 7000 военнослужащих НАТО по сравнению с 2500 американцами. Когда в июле Байден приказал эвакуировать объединенную военную авиабазу Баграм в Афганистане, он не проинформировал заранее не только афганское правительство, но и союзников по НАТО. Байден оскорбил своих восточноевропейских союзников, согласившись на просьбу Германии благословить «Северный поток-2», газопровод, который идет в обход Украины и может дать Москве полную свободу действий в использовании энергии в качестве экономического оружия против них.

Решение по подводной лодке показывает, что новый военный фокус США на востоке может подорвать отношения с традиционными союзниками на Западе. Дополнительное соглашение предполагает, что, возможно, возникнет более неотложная необходимость, чем ожидалось, в укреплении зарождающегося индо-тихоокеанского альянса с включением Японии и Индии. Байден должен встретиться с лидерами Японии, Индии и Австралии в Вашингтоне 23 сентября. Это будет первая личная встреча в рамках так называемого четырехстороннего диалога по безопасности, также известного как Quad, который направлен на координацию политики в индо-тихоокеанском регионе, по ряду вопросов, особенно по растущей военной мощи Китая в Восточной Азии.

Французы были в ярости из-за разворота Австралии в отношении подводных лодок и вмешательства США в сделку. В пятницу президент Эммануэль Макрон отозвал своих послов из Вашингтона и Австралии. Франция — самый старый союзник Америки — отменила вечеринку в Вашингтоне в ознаменование 240-й годовщины морского сражения между французскими и британскими кораблями у Йорктауна, штат Вирджиния. Победа Франции позволила войскам под командованием Джорджа Вашингтона победить англичан и положить конец войне за независимость.

Макрон подписал сделку на 100 миллиардов долларов по продажам Австралии 12 дизельных подводных лодок. Втайне США договорились предоставить Австралии технологии для создания атомных подводных лодок и отменить заказ Франции. Госсекретарь Энтони Блинкен сказал, что Франция была проинформирована о сделке заранее, но отказался сообщить, когда. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал такой поворот событий ударом в спину. «Мы установили доверительные отношения с Австралией, и это доверие было обманутым», — сказал он, добавив, что Франции не сообщили об изменении планов. Ле Дриан также выступил с особенно резкой критикой Байдена, сравнив его с презираемым Трампом. «Меня также беспокоит поведение американцев», — сказал он, — «Это жестокое, одностороннее, непредсказуемое решение очень похоже на то, что делал г-н Трамп. Союзники друг с другом так не поступают».

Министр французских вооруженных сил Флоренс Парли пожаловалась, что американцы решили оттолкнуть союзника «в то время, когда мы сталкиваемся с беспрецедентными проблемами в Индо-Тихоокеанском регионе». Несмотря на всю эту шумиху, правительство Макрона не проявило никакого энтузиазма по поводу того, что США могут втянуть НАТО в конфронтацию с Китаем. На июньском саммите НАТО Макрон публично отверг эту идею. «НАТО — это организация, которая занимается Северной Атлантикой. Китай имеет мало общего с Северной Атлантикой», — сказал он. Он был не один. Канцлер Германии Ангел Меркель охарактеризовала Россию, а не Китай, как «серьезную проблему» и что НАТО не должно «просто отрицать Китай». «Мы должны найти правильный баланс». — она заключила.

НАТО оставило свои основные опасения по поводу России. В июньском коммюнике НАТО назвало Москву «угрозой евроатлантической безопасности». С другой стороны, Китай «может создавать проблемы». Соглашение о подводных лодках было частью нового альянса под названием AUKUS, аббревиатуры от «Австралия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты», квази-альянса по обмену технологиями, который явно нацелен на Китай. В ответ Китай гневно выразился. Представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь сказал США, Великобритании и Австралии: — «Следует отказаться от устаревшего мышления о нулевой сумме времен холодной войны и ограниченных геополитических концепций, уважать чаяния жителей региона и делать больше того, что способствует региональному миру, стабильности и развитию — в противном случае эти страны только навредят своим интересам». Чжао попытался увязать соглашение о ядерных силовых установках для подводных лодок с опасностями распространения атомного оружия, что вызывает особую озабоченность Японии и Новой Зеландии. «Китай будет внимательно следить за ситуацией», — сказал Чжао, — «У Китая есть много атомных подводных лодок, и он пополняет свой арсенал раке с ядерными боеголовками».

Более воинственное новостное агентство Коммунистической партии Китая Global Times объявило, что «австралийские войска также, скорее всего, станут первой группой западных солдат, которые зря потратят свои жизни в Южно-Китайском море». Возможные краткосрочные последствия этого события многочисленны: уменьшение значения НАТО, изменение отношений Китая к жаждущей торговли с ним Британией после Брексита. Сделка подорвала и без того плохие отношения между Китаем и Австралией, вызванные критикой Канберрой политики Пекина в отношении уйгурского населения, являющегося мусульманским меньшинством. И, наконец, растущее недоумение по поводу того, попытается ли Китай в ближайшее время задушить Тайвань, давно отколовшийся регион. Байден недавно предположил, что США будут защищать остров, что противоречило заявлениям его помощников. Конечно, впереди еще больше финтов и уколов в стиле холодной войны.