Опережающие инвестиции и экономический рост. Мишустин представил новый бюджет

class=»article__title» itemProp=»headline»>Опережающие инвестиции и экономический рост. Мишустин представил новый бюджетВчера457 прочиталиЭкономика145,8K интересуются

Сегодня Михаил Мишустин провел совещание по подготовке бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 гг. За последние 4 года уже стало доброй традицией, что бюджет является сильным. Его планирование осуществляется достаточно профессионально, предусматриваются практически все детали как по доходной, так и по расходной частям. В результате исполнение также оказывается на высоком уровне.

При этом не могу не обратить внимание на некоторые моменты, которые не исправляются на протяжении долгого времени. Их, собственно, два.

Первый – адекватное определение реальной цены на нефть марки Urals. Минэк до сих пор использует данные британского агентства Argus, а Минфин отсчитывает от них налоговую базу. Потери – до 1 трлн рублей в год.

Второе – подход к управлению государственным долгом. Его совокупный объем, действительно, не очень большой. Однако проценты, которые в настоящий момент платит Минфин, огромны. Здесь, конечно, можно в очередной раз обратить внимание на необъяснимую с адекватной точки зрения денежно-кредитную политику ЦБ, но ведь именно Министерство финансов поразмещало в предыдущие годы флоатеров, а теперь выпускает ОФЗ с доходность в 16% на 12 лет. Такое делать недопустимо.

Опережающие инвестиции и экономический рост. Мишустин представил новый бюджет

Но теперь о хорошем. Михаил Мишустин привел данные об успешном экономическом развитии в 2024 году. Так, за 7 месяцев, согласно предварительной оценке, ВВП вырос на 4,4%. Это в два раза более высокие темпы, чем за аналогичный период прошлого года. Особо следует отметить обрабатывающую промышленность, которая показала рост в 8,6%! Хорошо обстоят дела с инвестициями в реальный сектор, которые прибавили практически 11% за первое полугодие. Как известно, инвестиции – залог будущего роста.

Что касается основных параметров бюджета, то доходы на 2025 год прогнозируются в размере 40,3 трлн рублей. Это на 12% выше, чем будет по итогам 2024 года. Причем 73% или же практически 29,5 трлн составят ненефтегазовые доходы. А ведь было время, когда нефтегаз давал под 60%. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, и доля сырьевого сектора будет снижаться и дальше.

Но, на мой взгляд, указанные 40,3 трлн рублей доходов являются слишком консервативной оценкой. Это только на 4,4 трлн больше, чем предполагается за 2024 год. Хотя только повышение налогов даст дополнительно порядка 2,5 трлн рублей. Плюс, имеются еще так называемые инфляционные доходы, а также поступления в результате опережающего роста экономики выше планового уровня. Последнее при Мишустине у нас происходит регулярно.

Поэтому доходы бюджета в 2025 году, скорее всего, сильно превысят указанное значение в 40,3 трлн рублей. Это определяет дополнительные возможности для Правительства по поддержке социально-экономического развития. Также нельзя исключать, что удастся избежать пусть небольшого (в размере 0,5% ВВП), но предполагаемого дефицита бюджета. При запланированных расходах в 41,5 трлн рублей его объем составит около 1,2 трлн.

Я всегда выступал за управляемый дефицит федерального бюджета, но сейчас, учитывая политику Минфина по размещению ОФЗ, лучше свести балансы без наращивания госдолга, хотя пока что это предполагается сделать.

Отдельно остановлюсь на заявлениях главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Сидел он напротив Эльвиры Набиуллиной и сложилось впечатление, что глава Минэка отвечал главе ЦБ на ее заявления о "перегреве" экономики и ее "отклонении вверх от траектории сбалансированного роста".

Так, Решетников отметил, что в 2024-2027 годах ВВП суммарно вырастет на 13%. Но подчеркнул, что это умеренно-консервативная оценка. И, действительно, если исключать 2024 год (+3,9%), то средний в 2025-2027 годах рост экономики через сложный процент высчитать несложно – плюс 2,91%. Этого, конечно, недостаточно для обеспечения реального суверенитета и решения стоящих перед страной как внутренних, так и внешних задач. Необходимо выходить на стабильные >4% в год. Как показывает опыт предыдущих лет, подобное вполне реально (спасибо Западу). Впрочем, прогноз на то и умеренно-консервативный, что в нем заложена нижняя планка. Напомню, год назад Минэк считал, что в 2024 году ВВП вырастет на 2,2%, а сейчас уже понятно, что будет минимум 3,9%.

При этом Решетников обратил особое внимание на источники роста. На 30% он будет обеспечен опережающими инвестициями в реальный сектор экономики. В том числе за счет продолжения курса на высокий уровень государственных вложений. 60% вклада обеспечит рост потребительского спроса за счет увеличения реальных располагаемых доходов граждан. Причем данный спрос должен удовлетворяться отечественными товарами и услугами. Про оставшиеся 10% глава Минэка умолчал. Как и не назвал целевой уровень по инфляции, который должен быть достигнут в 2026 году (напомню, ЦБ считает, что "достижение таргета в 4%" станет возможным уже по итогам 2025 года).

В общем, бывает это редко, но Решетников выступил с государственнических позиций. Причем он явно понимал, что говорил. Хотя допускаю, что не глава Минэка был инициатором озвученных тезисов. Сейчас ждем внесения проекта бюджета в Госдуму (произойдет на днях), после чего с документом можно будет ознакомиться более детально.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!