Пример для России. Китай перезапускает экономику
Народный банк Китая запускает беспрецедентные со времен ковида меры экономической поддержки. Основная цель – не дать темпам роста ВВП упасть ниже 5%. В отличие от России, КНР таргетирует не показатель инфляции, а показатель роста экономики. И подобное вполне логично, ведь когда развитие идет ускоренными темпами, то это положительно сказывается и на инфляции, и на реальных доходах граждан. Напомню, что в Китае Народный банк подчинен Госсовету (Правительству) и выполняет его поручения. Никакого МВФовского «разделения обязанностей» нет.
Бытует мнение, что главным бенефициаром глобалистской системы мироустройства стали США. Но это не так. Наоборот, период доминирования сильно расслабил Америку и привел к деградации правящих элит. Истинным бенефициаром является Китай, который воспользовался механизмом глобалистской системы – Чимерики (американские финансы + китайский реальный сектор). И смог практически с нуля построить крупнейшую технологическую экономику, а теперь претендует на статус мощнейшей в мире державы. Хотя гегемоном подобно США уже точно не станет.
Распад глобалистской системы мироустройства и переход к системе макрорегионов определяет резкое замедление и даже спад мировой торговли, за счет чего шло развитие на протяжении последних десятилетий. Так, с начала текущего года показатель мировой торговли сократился на 2%. Впервые за несколько десятилетий.
И если для России такой процесс выгоден, то для Китая, наоборот, несет огромные риски, ведь ускоренные темпы экономического развития КНР как раз были обусловлены наращиванием экспорта. Но не сырья, как у нас, а продукции, обладающей средним и высоким уровнем добавленной стоимости. Пекин таргетирует годовой рост ВВП в 5%. Считается, что если темпы будут ниже, то это приведет к затяжному экономическому кризису в КНР. Сложно сказать, так ли это на самом деле. Я полагаю, что нет, поскольку планово-рыночная система управления является крепкой и доказала свою эффективность. Самый яркий пример – 2020 год.
Мне представляется, что таргет в 5% необходим руководству КНР для ускоренного развития внутреннего рынка, осуществления перехода от экспортного рынка сбыта выпускаемой продукции к внутреннему. Понятно, что это не означает полную переориентацию, но явно имеется цель снижения зависимости от внешней торговли.
Для того, чтобы осуществить такой (частичный?) переход, необходимо разгонять спрос внутри страны. Как со стороны корпоративного и государственного сектора, так и со стороны физических лиц. С этой целью Народный банк вводит ряд мер стимулирования спроса.
Так, для банков снижаются нормы резервных требований на 0,5%. Это позволит финансовым организациям меньше отчислять в резервы с привлеченных депозитов, что высвободит около 1 трлн юаней для дополнительного кредитования. Также снижается процентная ставка по семидневным операциям обратного репо (с 1,7% до 1,5%), что обеспечит коммерческие банки дополнительной ликвидностью. Плюс, на 0,5% снижается ставка по уже выданным ипотечным кредитам для граждан. Предполагается, что это повлечет за собой высвобождение у физических лиц финансовых ресурсов, которые будут направлены на потребительский рынок.
Предположу, что не все понимают значимость данных мер. Поэтому приведу следующее сравнение. В наших условиях это подобно тому, как если бы ЦБ России снизил ключевую ставку с 19% хотя бы до 12%. Другое дело, что, в отличие от российского ЦБ, Народный банк Китая использует целый ряд инструментов управления денежно-кредитной политикой, а не замыкается исключительно на ключевой ставке. Да и ставок рефинансирования в КНР сразу несколько.
Конечно, китайский опыт просто скопировать и перенести на наши реалии невозможно. Каждая страна имеет свои условия, и универсальных моделей финансовой и экономической политики нет. А как только имеются попытки придумать и внедрить что-то единое – всегда начинается хаотизация процессов и деградация. Однако опыт КНР необходимо изучать и адаптировать отдельные практики. Как минимум – обратить внимание на целеполагание Народного банка Китая, который ставит перед собой совершенно иные задачи, среди которых инфляция имеет лишь второстепенное значение.