Почти 100 млрд. Shell заплатит России за ущерб
Генеральная прокуратура подала иск в Арбитражный суд Москвы к транснациональной корпорации Shell с целью взыскания ущерба, нанесенного России. После начала СВО Shell фактически заморозила свою деятельность в рамках СПГ-проекта «Сахалин – 2», где корпорации принадлежала доля в 27,5%. В связи с этим экспорт СПГ временно снизился, а на самом проекте возникли риски безопасности, поскольку Shell отвечала в том числе и за технологическую составляющую.
Сомнений в том, что иск будет удовлетворен, нет. Тем более, что у Shell на счетах типа «С» должна быть заморожена в России сумма в размере 94 млрд рублей. Это деньги, которые либо уже получены от «Газпрома» за долю в 27,5% в «Сахалине-2», либо будут получены. Информации о закрытии сделки еще не было, но это осталось лишь формализмом.
В общем, на эти 94 млрд рублей и претендует государство в лице Генеральной прокуратуры. Если (когда) иск будет удовлетворен, деньги зачислят в федеральный бюджет.
Шаг вполне логичный, однако, как всегда, возникает вопрос эффективности. На счетах типа «С» продолжают накапливаться уже не сотни миллиардов, а триллионы рублей. Ежемесячно по замороженным активам иностранцев начисляются дивиденды, проценты и купонные выплаты. При этом есть информация, что либеральные ведомства вроде ЦБ какие-то сделки по продаже и выводу средств за границу проводить разрешают. Но даже если это и так, то объемы здесь небольшие.
По моим подсчетам, к настоящему моменту на счетах типа «С» только «живых» денег скопилось на сумму более чем в 2 трлн рублей. Объем существенный, но, к сожалению, он лежит мертвым грузом, находясь либо в контуре «Мосбиржи», либо под управлением АСВ. В лучшем случае – это размещение средств на банковских депозитах. Теоретически можно сказать, что таким образом банки могут больше выдавать кредитов в экономику. Но это самое неэффективное использование средств. К тому же, учитывая нынешний уровень ставок, на них еще поступают огромные проценты. 2 трлн рублей – 400 млрд в год.
И цифры будут только увеличиваться. 2 трлн рублей (и еще больше в перспективе) – это идеальный финансовый ресурс для роста прямых государственных инвестиций в экономику. По принципу вложений средств ФНБ. То есть через покупку ценных бумаг российских эмитентов. Преимущественно – выпускаемых проектных облигаций. Например, под расширение Восточного полигона, строительства трассы М–12 или же развития авиационной промышленности. Причем бумаги могут быть с любой доходностью, хоть 0%. Опыт ФНБ, реализуемый в последние годы Мишустиным, показывает, что такой вид вложений является наиболее эффективным инструментом запуска крупнейших проектов экономического развития.
Таким образом, станет возможным существенно расширить перечень подобных проектов. Либо поддержать меньшие по масштабу через дешевое фондирование профильных институтов развития (например, ФРП, корпорацию МСП, ДОМ.РФ под ИЖС и т.д.).
Учитывая высокий уровень процентных ставок, в федеральном бюджете уже нет достаточного количества ресурсов (как в 2020-2023 гг.) для стимулирования реального сектора экономики через инструмент субсидирования кредитов. Однако это не означает, что денег нет в экономике в целом.