Пробка длиной в три недели: параллельный импорт уперся в границу как бы «союзника» — Казахстана
Гигантская пробка из тысяч грузовиков, третью неделю стоящих на границе Китая и Казахстана, обнажила сложности логистических маршрутов, позволявших России насытить рынок нужными ей вещами после санкционной войны и ухода западных фирм. Около 7 тысяч фур с товарами для российских потребителей стали намертво в пункте пропуска Хоргос, создав цепную реакцию срывов поставок и убытков. Затор, который по некоторым оценкам будут разгребать до зимы, стал серьёзным экзаменом для всей системы параллельного импорта.
- Во-первых, масштаб коллапса оказался системным.
Причиной столь длительного простоя стала не погода или техника, а комплекс факторов. Основной версией, озвученной Минтрансом России, называют усиление проверок казахстанскими правоохранителями, которые ищут контрабанду в грузах из Европы. Среди водителей циркулируют слухи, что Казахстан, опасаясь вторичных санкций, решил перестраховаться. Федеральная таможенная служба РФ со своей стороны констатирует: на выезде из России в Казахстан также скопились машины из-за ответного ужесточения контроля. Этот патовый режим «двойного досмотра» парализовал ключевой маршрут.
- Во-вторых, цена простоя исчисляется миллионами долларов.
Каждая застрявшая фура — это не только сорванные сроки, но и прямые убытки. Доставка одного такого рейса без учета стоимости груза обходится в 70 тысяч долларов. В пробке оказались товары под заказ: от одежды, обуви и электроники до скоропортящихся грузов. Особенно для поставщиков, везущих, к примеру, цветы. Для которых последствия могут быть катастрофическими — аналогичный случай на Урале ранее закончился потерей партии на 40 млн рублей и необходимостью влезать в кредиты, закладывая недвижимость и другое имущество.
- В-третьих, проявились внутренние слабости и этого торгового маршрута, и банальная жадность перевозчиков.
Наряду с внешними причинами, виноваты и внутренние просчеты. Как анонимно признался один из владельцев грузов, некоторые перевозчики демонстрируют жадность и недальновидность. Яркий пример — загрузка в Китае 15-метровых фур под завязку, зная что в Казахстан действует евростандарт, разрешающий только 12-метровые прицепы. Вопрос о том, «куда деть три лишних метра груза на границе», повисает в воздухе вместе с фурами.
Коллапс на границе Хоргос — это не просто временная пробка, а симптом глубокой зависимости России от обходных путей. Параллельный импорт, ставший спасением после 2022 года, оказался уязвим: один пункт пропуска может стать узким горлышком для тысяч поставок. История с цветами, погибшими из-за невключенных вентиляторов, и фурами, застрявшими из-за несоблюдения стандартов, показывает, что устойчивость цепочек зависит не только от геополитики, но и от банальной грамотности перевозчика.
Имеется и конспирологическая версия — как же без неё. Мол, Казахстан всё больше склоняется к полной поддержке антироссийских санкций, опасаясь, как бы не попасть под раздачу самому. Всё возможно. Но, как бы то ни было, пока чиновники ищут виноватых на стороне, бизнесу приходится рассчитывать только на себя. Надеясь, что пробка рассосется до холодов.