США – Турция: F-35 в обмен на С-400. Торг продолжается?
22 сентября греческая газета «Катимерини» рассказала об адресованном Турции предложении Соединённых Штатов передать приобретенные ею системы С-400 под контроль Пентагона в обмен на продажу Анкаре истребителей-«невидимок» нового поколения F-35. Сообщается, что подобного рода «размен» формально позволил бы Турции «сохранить лицо», оставив российские системы на своей территории и не нарушая таким образом условий подписанного с Москвой контракта, однако по факту зенитно-ракетные комплексы оказались бы в распоряжении Соединённых Штатов, предложивших перетащить российские системы на контролируемый ими сектор базы Инджирлик на юге Турции. Как подтвердил греческому изданию старший научный сотрудник Американского института предпринимательства и бывший сотрудник Пентагона Майкл Рубин, представители Белого дома и Пентагона представили это предложение на очень высоком уровне в июле: «Мои источники в регионе говорят, что во время своего визита в Турцию 1-2 июля 2024 года Селеста Уолландер, замминистра обороны по вопросам международной безопасности, и Майкл Карпентер, специальный советник президента и старший директор по Европе в Совете национальной безопасности США, обсуждали возобновление сделки по F-35 со своими турецкими коллегами. В обмен на повторное участие в программе F-35 они потребовали от Турции передать С-400 Соединенным Штатам или перевести их в контролируемый США сектор на базе Инджирлик».
Согласно лаконичному заявлению американского посольства в Анкаре на следующий день после переговоров, Валландер и Карпентер обсуждали с турецкими официальными лицами развитие дополнительных направлений сотрудничества и дальнейшее укрепление оборонных отношений двух стран.
О результатах переговоров доподлинно не известно, не факт, что туркам высказанное им предложение понравилось. Во всяком случае, источник в военном ведомстве страны призвал относиться осторожно к утверждениям третьих стран. По его словам, «на данный момент позиция обеих стран по С-400 и истребителям F-35 не изменилась. Мы всегда говорим, что союзникам некорректно применять ограничения или санкции друг к другу, это противоречит духу союзничества. Ожидаем, что наши союзники примут решение, соответствующее духу НАТО и перспективам общей безопасности, и снимут все ограничения – явные и неявные». Турецкая сторона изначально отвергла американское предложение, однако вопрос остается на повестке дня в преддверии предстоящих двусторонних контактов на полях Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается в публикации «Катимерини», являющейся явным отражением обеспокоенности со стороны греческого лобби возможным положительным результатом американо-турецких переговоров. По словам того же Рубина, «самым опасным временем для внешней и оборонной политики любого американского правительства является период до окончания [президентского] четырехлетия», когда уходящие хозяева Белого дома полагают, что «могут делать всё, что захотят, без необходимости снова встречаться с избирателями». Несмотря на заметное укрепление американо-греческих связей в последнее десятилетие, «слишком многие в Вашингтоне готовы «продать» Афины и Никосию», чего «не должно произойти». Премьер-министр Греции К. Мицотакис выразил обеспокоенность в телефонном разговоре 5 сентября госсекретарю Блинкену, активизировались «профильные» НПО, такие, как Hellenic American Leadership Council, и прогреческие конгрессмены, такие, как республиканец Гас Билиракис выступивший против ослабления санкций, введённых в отношении Турции после приобретения ею российских систем.
Тем не менее, вопрос никуда не ушёл и активно обсуждался в кулуарах очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Как и следовало ожидать, у потенциальной американо-турецкой сделки, помимо сторонников, имеется и немало сомневающихся и в возможности её технической реализации, и в политической целесообразности. Президент Эрдоган и люди из его свиты в очередной раз раскритиковали оборонные санкции США против Турции. Отвечая на вопросы американских журналистов о переговорах между Анкарой и Вашингтоном, турецкий лидер прямо указал на отсутствие каких-либо подвижек в отношении F-35. Особенно заметным для турецких наблюдателей является скептицизм в отношении намерений Белого дома и вероятность того, что в конечном итоге Турция может остаться и без F-35, и без F-16, и без С-400.
Напомним, после прибытия в 2019 году Турцию закупленных ею ЗРК «С-400» администрация Трампа исключила Анкару из программы F-35, для которой более десятка турецких оборонных фирм производили около 900 деталей. Идея возвращения Турции к проекту F-35 путём отказа от С-400 не нова. Ранее в этом году, будучи с визитом в Турции, её озвучила исполнявшая тогда обязанности заместителя госсекретаря Виктория Нуланд.
Хусейн Фазла, бригадный генерал в отставке и летчик-истребитель турецких ВВС, возглавляющий аналитический центр STRASAM в Анкаре, видит проблему F-35 и С-400 скорее политической, чем технической. Он отмечает долгосрочное ухудшение турецко-американских отношений, восходящее к вторжению США в Ирак в 2003 году, против которого Турция решительно выступила, и попытке государственного переворота летом 2016 года. Помимо турецкого силового истеблишмента, в обществе широко распространена уверенность относительно поддержки Соединенными Штатами неудавшегося выступления военных, поскольку его вдохновитель, суннитский священнослужитель Фетхуллах Гюлен, проживает в Пенсильвании и не сталкивался с судебными исками со стороны властей страны пребывания за его предполагаемую роль в попытке свержения Эрдогана. По техническим вопросам договорённости возможны, однако окончательное решение вопроса не может не быть политическим. Возможно, турецко-американские отношения удастся наладить после ноябрьских выборов за океаном, однако в то время, когда Соединенные Штаты не могут даже предпринять позитивные шаги по F-16, едва ли у них есть желание решать проблему F-35.
Напомним, стремясь пополнить устаревающий парк F-16 своих ВВС, Турция подала заявку на закупку 40 этих машин нового поколения и на 79 комплектов модернизации для своих наличных самолётов. Хотя администрация Байдена официально одобрила сделку в январе 2023 года, четкий график продаж еще не объявлен.
Проблемы, связанные с покупкой С-400 в 2017 году, следовало предвидеть, полагает Х. Фазла: «Сейчас, семь лет спустя, я не думаю, что было бы хорошим выбором отказаться от С-400 и вернуться к F-35. Что здесь важно, так это репутация Турции. Шаг назад создаст у Турции впечатление уступчивости Соединённым Штатам, от которого мы не сможем избавиться даже спустя 70 лет».
В свою очередь, инженер и исследователь оборонной промышленности Абдулла Бекчи предупреждает, что передача контроля над ЗРК С-400 Соединённым Штатам отравит в целом позитивные отношения Турции с Россией, добавив, что батарея должна оставаться там, где она находится в настоящее время, за пределами Анкары: «С-400 является собственностью Турции, и мы должны быть в состоянии решить этот вопрос, не отказываясь от этой собственности».
Анонимный аналитик по оборонной промышленности выразил аналогичное опасение, намекнув, что даже если Турция откажется от С-400, региональное соперничество может помешать ей приобрести F-35: «Вы думаете, Израиль это допустит?»
Провоцирующий своими наступательными действиями в Газе, в Ливане (а возможно и в Сирии) крупный региональный конфликт, Израиль пользуется значительным влиянием на политику США посредством своего лобби, и у него имеется нечто вроде права вето на продажу оружия ближневосточным союзникам Белого дома, пишет Al Monitor. Так, в 1980-х годах Израиль помешал администрации Рейгана продать Саудовской Аравии самолеты системы предупреждения и управления воздушным движением AWACS. Совсем недавно уже администрация Байдена не смогла поставить ОАЭ F-35, потому что Абу-Даби отказались выполнять строгие условия, призванные успокоить Израиль, единственного оператора этого самолёта-«невидимки» на Ближнем Востоке. После кратковременного потепления в турецко-израильских отношениях, с 2021 года до нападения ХАМАС, ставшего для Израиля удобным предлогом для войны против Газы с десятками тысяч жертв, связи Анкары с еврейским государством, хоть и не сразу, но со временем всё же оказались под вопросом.
Наблюдатели разнятся во мнениях о том, сколько F-35 Турция должна закупить, если-таки вернётся к программе, и могут ли турецкие компании быть реинтегрированы в цепочку поставок. По словам Х. Фазлы, «независимо от проблемы С-400, я думаю, что первоначальная оценка турецких ВВС о приобретении 100 F-35 по-прежнему актуальна. Это может быть даже 150 единиц. Таким образом, не было бы никакой необходимости покупать дополнительные F-16 и Eurofighters». А. Бекчи же полагает, что достаточно было бы нескольких десятков машин, так как «F-35 – очень продвинутый самолёт, но он также дорогостоящий. Имея 40 единиц, мы могли бы воспользоваться всеми возможностями истребителя и держать под контролем его эксплуатационные расходы». Возобновление турецкими оборонными фирмами производственных связей в программах по производству F-35 было бы не менее выгодно, нежели приобретение самого истребителя. Едва ли, однако этот вопрос предметно обсуждается, потому как союзники Турции по НАТО, такие, как Франция, Германия, Греция и США, так же скептически относятся к Турции, как Анкара к ним. Несмотря на военно-техническое сотрудничество с режимом Зеленского, активизировавшееся ещё в 20014 году, в западных столицах критиковали правительство Эрдогана за излишне тесные, по их мнению, связи с Москвой. Еще одним сдерживающим фактором является то, что Греция, в отношении которой в Турции, несмотря на попытки примирения, по-прежнему сильны исторические стереотипы, должна получить F-35 после одобрения продажи Вашингтоном ранее в этом году.
На полях сессии Генеральной ассамблеи ООН – 2024 подвести итог дискуссиям на эту специфическую тему попытался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В ходе итоговой пресс-конференции он сослался на наличие «сертификата конечного пользователя, который является неотъемлемой частью контракта на поставку оружия». Согласно взятым обязательствам, Турция не имеет права передавать приобретённые С-400 другим странам. Как заметил в этой связи телеграм-канал WarGonzo, «подписанные договоры мало что значат в наше время, особенно для государств блока НАТО», так что остаётся надеяться на благоразумие турецкого лидера.
Александр Григорьев