Как поссорились любимые американские «союзники». Польша по-братски хотела южнокорейское оружие, но для этого, оказывается, тоже нужны деньги
Реактивная система залпового огня K239 Chunmoo (Южная Корея) была заветной мечтой польских генералов. Но сейчас контракт на паузе и их поставки под большим вопросом. Фото производителя, оборонной корпорации РК Hanwha DefenseРеактивная система залпового огня K239 Chunmoo (Южная Корея) была заветной мечтой польских генералов. Но сейчас контракт на паузе и их поставки под большим вопросом. Фото производителя, оборонной корпорации РК Hanwha Defense
В сентябре нынешнего года мы стали свидетелями краха великой польской мечты. Мечты о создании сильнейшей сухопутной армии на Старом континенте. Численно поляки практически своей цели почти добились. Да вот беда. В годы Варшавского договора у Польской Народной Республики имелась своя развитая военная промышленность, выпускавшая в основном советские модели, но довольно самостоятельно. Производился фактически весь ряд необходимых для компактной и мощной армии систем: от боевых кораблей, до основных танков. Излишки поляки продавали в СССР и братские развивающиеся страны, как тогда говорили, социалистической ориентации. Польская Народная Армия была на 80% вооружена отечественным оружием, и если получала что-то от Москвы, то только нечто по-настоящему сложное, вроде фронтовых истребителей МиГ-29.
В последнее время оружие вновь стало мегавостребованным товаром, и часть польских военных производств получили второе рождение. Но в отличие от Народной армии, нынешнее Войско Польское фактически на 80% сидит на импорте. Причем, в высокотехнологичной отрасли такая зависимость близка к абсолютной. Поляки производят БТР, беспилотники, стрелковое оружие, амуницию, но не способны самостоятельно разработать даже устаревший самолёт, или собственный танк. В этом деле Варшава опиралась на Соединенные Штаты и их союзников, и главным подрядчиком избрала Южную Корею. За последние тридцать лет та добилась впечатляющего рывка не только в цифровой области и машиностроении, но и в оружейном производстве. Корейские танки К2 «Чёрная пантера», несмотря на дороговизну и отсутствие фактов боевого применения, некоторыми исследователями котируется как одни из лучших в мире. Поляки захотели больше тысячи таких стальных «кошечек» и даже подготовили производственную линии где-то на балтийском взморье, но вдруг…
Танки К2 уже в гданьскком порту, но есть нюанс. Сейчас Польша получила в 20 раз меньше, чем заявляла, и судьба дальнейших порставок в полном тумане. Фото Газета ВыборчаТанки К2 уже в гданьскком порту, но есть нюанс. Сейчас Польша получила в 20 раз меньше, чем заявляла, и судьба дальнейших порставок в полном тумане. Фото Газета Выборча
Едва первые танки оказались на польской земле, выяснилась совсем банальная вещь, что за них нужно заплатить. Поляки всерьёз рассчитывали на американский кредит, но у США сейчас другие приоритеты. На первую партию танков из Южной Кореи, в количестве 56 единиц, денег чудом удалось наскрести в последний момент, но в сентябре сделка встала на паузу. Потому как корейцы безапелляционно заявили, что за красивые глаза и заверения в вечной дружбе они технику поставлять не станут. Касалось это и других стреляющих игрушек с Дальнего Востока, таких, как самоходная артиллерийская установка K9 Thunder и хорошая южнокорейская система залпового огня K239 Chunmoo. Всё это поляки рассчитывали приобрести за счёт заокеанского «большого брата», но американцам неожиданно стало не до великопольских амбиций. Корейцы были возмущены тем, что восточноевропейцы всячески тянули с оплатой, и почти все торговые контракты по оружию между Сеулом и Варшавой за последние месяцы были законсервированы. Точнее нет. Был ещё один проект, который считался символом польско-южнокорейского военного сотрудничества, его первой ласточкой.
В 2022 году поляки решили прикупить у Республики Корея партию в 48 единиц учебно-боевых самолётов FA-50PL, разработанных и произведенных корпорацией Korea Aerospace Industries (KAI). Стоимость контракта оценивалась в 1,8 млрд долларов. Корейцы поставляли их в кредит, рассчитывая, что эти небольшие двухместные машины станут «летающей партой» для ВВС Войска Польского и базой для большой корейско-польской дружбы. Но поляки имели на них виды, как на лёгкий бомбардировщик и даже на платформу ракет «воздух-воздух». На польскую просьбу установить на машину, функционально и габаритами схожую с нашим Як-130, ракеты для воздушного боя «Сайдуиндер» и даже довольно немаленькие AIM-120 AMRAAM, южнокорейские авиастроители покрутили у виска пальцем. В Сеуле заявили, что, конечно, любой каприз за ваши деньги, но:
«Нет никаких доказательств того, что мы обещали интегрировать ракеты, контракт содержит только «обзор возможностей» и не является обязательным положением. AIM-120 AMRAAM в теории может быть поставлен на FA-50PL, но это может вызвать технологические сложности, способные сделать контракт заметно дороже»,-заявили в пресс-службе KAI. И услышали в ответ, что Польша, при таком обоюдном недоверии, готова немедленно прервать не только этот контракт но и всё сотрудничество с Южной Кореей. К этому времени было поставлено всего 12 FA-50PL, но сейчас они не летают из-за немалых проблем с пирозарядами в катапультируемых креслах инструктора и курсанта.
И теперь обе стороны дуются друг на друга, но некредитоспособность Польши лишает военно-политические отношения между «союзниками» любой смысловой базы. Забесплатно корейцы и снега зимой не отдадут, а в сложившемся кризисном положении в экономике и дефицита финансирования и в Польше такому исходу дела, похоже, только рады.