Японские инвесторы начинают уводить с мирового финрынка свои 4 трлн. долларов

Японские инвесторы начинают уводить с мирового финрынка свои 4 трлн. долларов

Чем могут лихо его «подкосить».

Как сообщают, японские инвесторы начинают терять свою многолетнюю страсть к зарубежным активам.

При 4,4 триллионах долларов, инвестированных японцами за рубежом, что превышает ВВП Индии, скорость и масштаб любого «отката» могут разрушить мировые рынки. Даже несмотря на то, что разрыв в ставках [центральных банков] между Японией и другими странами сократился, приток средств японских инвесторов из-за рубежа в Японию был скорее ручейком, чем потоком, которого опасались некоторые инвесторы. Однако, это только начало.

Как сказал Ариф Хусейн, глава отдела по работе с фиксированным доходом в T. Rowe Price, имеющий почти тридцатилетний опыт инвестирования:

«Это [возврат денег в Японию] будет одной из мегатенденций, и это суперцикл на ближайшие пять-десять лет. Будет устойчивый, постепенный, но массовый поток капитала обратно в Японию из-за рубежа».

За первые восемь месяцев 2024 года японские инвесторы скупили государственных облигаций страны на сумму 28 триллионов иен (192 миллиарда долларов), что является крупнейшей покупкой за этот период как минимум за 14 лет. Они также сократили покупки иностранных облигаций почти вдвое до всего лишь 7,7 триллиона иен, а покупки зарубежных акций японскими инвесторами составили менее 1 триллиона иен.

Зарубежные инвестиции японцев сравнивали с гигантской торговлей на условиях «кэрри-трейд», где инвесторы извлекали выгоду из сверхнизких процентных ставок, доступных им дома, для финансирования покупок за рубежом.

Масштаб потоков будет зависеть от темпов роста ставок в Японии. Хотя глава Банка Японии Кадзуо Уэда указал, что политики будут сдержанны в планах по повышению ставок, стратеги почти единогласно прогнозируют усиление японской валюты в следующем году.

В этом году доходность 30-летних японских государственных облигаций выросла до более чем 2%. Такой рост приближает момент, когда некоторые из крупнейших страховщиков страны начнут увеличивать свои вложения в местные облигации.

Ставки огромны: японские инвесторы являются крупнейшими иностранными держателями государственных облигаций США и владеют почти 10% долга Австралии. Они также контролируют акции на сотни миллиардов долларов от Сингапура до Нидерландов и США, владея где-то от 1% до 2% рынков. Их влияние распространяется на высокорисковые инвестиции, такие как криптовалюты и рискованные долги некоторых стран.

Они наращивали активы в годы низких процентных ставок дома и скупали все, что можно: от бразильских облигаций с доходностью более 10% до акций Alphabet Inc. и пакетов рискованных кредитов в США.

Одним из ярких примеров стремления выйти за рубеж является крупнейший сельскохозяйственный банк Японии Norinchukin, который инвестировал значительную часть своего портфеля в размере 60 триллионов иен в государственные облигации США и Европы. Сейчас он находится в процессе избавления от около 10 триллионов иен иностранных активов после того, как неожиданный скачок ставок увеличил его расходы на финансирование своих обязательств на территории Японии и навлек на банк убытки.

Кошмарным сценарием для рынков была бы еще более экстремальная версия хаоса 5 августа, когда опасения по поводу роста японских процентных ставок и замедления экономики США привели к быстрому отказу от ставки на керри-трейд со стороны глобальных хедж-фондов и других зарубежных спекулянтов. Nikkei 225 рухнул максимальными темпами с 1987 года, а иена выросла.

Потрясения также побудили Банк Японии заявить, что он учтет рыночные условия перед тем, как снова повысить ставки, и воздержится от этого, если рынки будут нестабильными.

В то время как финполитика страны нормализуется, ставки в Японии остаются на сотни базисных пунктов ниже, чем в США и Европе, а это означает, что оффшорные активы по-прежнему привлекательны для инвесторов, жаждущих доходности, и которые готовы терпеть валютный риск. Японский государственный пенсионный инвестиционный фонд — один из крупнейших в мире пенсионных фондов — направил около половины своих активов на покупку иностранных облигаций и акций.

После рыночного хаоса в августе JPMorgan Chase & Co. подсчитала, что около трех четвертей операций в рамках керри-трейд были свернуты. Этот анализ рассматривал глобальные сделки, финансируемые за счет заимствований в валютах с низкими ставками. При базовой ставке Банка Японии 0,25%, иена по-прежнему соответствует этим критериям. По мере того, как ставка будет расти, стимулы для японцев вернуть свои деньги домой будут расти.

Как сказал Сёки Омори, главный стратег отдела Mizuho Securities Co. в Токио, тенденция по свёртыванию операций за рубежом среди японских инвесторов только набирает обороты и за этим направлением надо очень внимательно следить.

Сколько, однако, точек напряжения в мировой экономико-финансовой системе. Рано или поздно где-нибудь да «порвётся».