Рамзан Кадыров объявил «кровную месть» дагестанскому сенатору. Кто покушался на главу Чечни?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Рамзан Кадыров объявил «кровную месть» дагестанскому сенатору. Кто покушался на главу Чечни?23 прочтенияСегодня
В Чечне опять происходят события, которые пока трудно объяснить в рамках российского законодательства. Неожиданно для всех Рамзан Кадыров заявил, что на него готовилось покушение, а заказать главу Чечни хотели член Совфеда и несколько депутатов. Более того, Кадыров прилюдно в чеченском парламенте заявил о «кровной мести», если подозреваемые не докажут обратного.
Удивительное и невероятное. Причем все эти события каким-то образом связаны с попыткой рейдерского захвата офиса маркетплейса Wildberries. Будет ли реакция со стороны Москвы, и что это вообще было?
«Кровная месть» Кадырова – фигура речи
Эксперты в сфере изучения проблем Кавказа уже поспешили заверить, что никого Рамзан Кадыров преследовать не собирался, а его слова являются лишь «оборотом речи». В них не было реальной угрозы, хотя звучали они очень убедительно. Вообще, довольно странно слышать открытые угрозы со стороны политика столь высокого уровня. На этом фоне в российских телеграм-каналах и соцсетях уже начали задаваться вопросом: «В Россию вернулись 90-е, поэтому вопросы с угрозой жизни решаются кровной местью, а не законами»?
Началось все из-за попытки захвата офиса маркетплейса Wildberries. На большом собрании в Грозном Рамзан Ахматович высказался по поводу ситуации в жесткой форме:
«Хочу обратиться ко всем, кто обвиняет чеченцев в неправомерных действиях и пытается придать событию в офисе Wildberries межнациональный характер. Определенные люди сейчас называют «кадыровцев» преступниками. Но если вы дальше будете раздувать эту тему или у вас есть претензии, тогда обращайтесь лично ко мне. Я был и буду главным кадыровцем в стране. Каждый должен ответ за свои слова».
Стоит отметить, что совещание проходило с силовиками Чеченской Республики. И его большая часть велась на чеченском языке, поэтому даже сейчас трудно понять, о чем в реальности шла речь. В какой-то момент Кадыров заявил, что готовилось покушение, и есть доказательства против чиновников:
«Я буду вынужден объявить кровную месть депутатам Курбанову Ризвану, Сулейману Керимову и сенатору от Дагестана Барахоеву. У меня есть свидетели, которые говорят, что они найти киллеров для убийства Кадырова. Эти люди спрашивали, сколько будет стоить такой заказ. Теперь они должны доказать свою невиновность».
Интересно, что эти громкие слова в переводе на русский язык оказались даже в ТАСС, который редко выносит сор из избы. Можно предположить, что ситуация действительно вышла практически из-под контроля. Либо же речь идет о попытке надавить на сенатора и депутатов Госдумы. Причем последние пока не давали никаких комментариев, как и официальный Кремль ничего не заявлял.
Политологи считают, что слова Кадырова являются лишь фигурой речи. Однако инсайдеры пишут, что внутренние процессы урегулирования конфликта уже начались. Конечно, на поверхность их никто выносить не будет.
Дагестан против Чечни, или как работает «кровная месть»
В Дагестане уже ответили на угрозы со стороны Рамзана Кадырова. В частности, выступил местный депутат, который считает, что чеченский лидер действует вопреки законам РФ, а также исламским принципам. Также он указал, что главу Чечни должны призвать решить вопрос в рамках шариата.
На самом деле этот ответ не проясняет всей ситуации, а только ставит ее в тупик. Например, само понятие «кровной мести» используется среди народов Кавказа уже несколько тысяч лет. По сути, речь идет о взаимном убийстве. Если кто-то узнает, что на него готовились покушение или пытались убить родственников, он может объявить «кровную месть». По законам Кавказа такой поступок не будет считаться преступлением.
К счастью, мы живем в 21 веке, и такие традиции должны были изжить себя. Причем сам Рамзан Кадыров еще в 2010-х годах выступал против «кровной мести» в Чеченской Республике. Однако никаких официальных законов и запретов принято не было. В итоге спустя столько лет в Чечне на самом высоком уровне заговорили о разборках.
По поводу этой щепетильной ситуации выступил и сотрудник Центра проблем Кавказа Николай Силаев:
«Не думаю, что слова Кадырова нужно воспринимать буквально. Это фигура речи, не угроза кому-то. Вообще, я не стал бы раздувать масштаб ситуации. Кроме того, угрозы не могут являться основанием для объявления кровной мести по законам шариата».
В любом случае конфликт между Чечней и Дагестаном пока остается нерешенным. Наверное, было бы проще понять, что там действительно происходит, если бы ситуацию прокомментировали в Москве. Но со стороны силовиков, прокуратуры или Кремля сообщения не поступали.
Между тем в Подмосковье было совершено покушение на экс-заместителя правительства Ингушетии Шерипа Алихаджиева. В бывшего чиновника несколько раз выстрелили из пистолета, но смогли только ранить. Вряд ли это происшествие может быть связано с Чечней, хотя в 2007 году Кадыров обвинял Алихаджиева в преступлениях.