В казахстанских степях роза ветров неуклонно меняется с российской на заокеанскую
Россия неуклонно теряет геополитическое влияние на своего ближайшего соседа и партнёра по ЕАЭС и ШОС Казахстан, в бескрайних степях которого роза ветров неуклонно меняется с российской на заокеанскую.
Ежегодные совместные учения казахстанских и американских военнослужащих уже стали нормой, видимо, в рамках ОДКБ воинам бескрайних степей уже обучаться нечему.
Казахстан не только сам активно сотрудничает с Пентагоном, но и способствует к привлечению в этот процесс других государств, входящих в ОДКБ.
Так совсем недавно в Нур-Султане прошла конференция начальников Генеральных штабов стран Центральной и Южной Азии, в которой приняли участие не только высшие военные чины Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана, но и приглашённый на неё глава Центрального командования ВС США (CENTCOM) генерал Кеннет Маккензи.
Хотя в работе конференции приняли участие три члена ОДКБ и Пакистан, с которым у России сейчас весьма конструктивное взаимодействие и сотрудничество, Генштаб ВС РФ на данном военном форуме представлен не был.
Американский генерал не только принял участие в работе конференции, но и имел рандеву с президентом Казахстана, на котором, естественно, обсудил обстановку в Афганистане, прощупывая почву возможного размещения американской военной базы на территории страны.
И, видимо, нашёл в Нур-Султане понимание озабоченности США развитием дальнейшей ситуации в Афганистане после бегства оттуда американских вояк.
Президент Казахстана, воспользовавшись отсутствием в Душанбе на совместном заседании глав государств-членов ОДКБ и ШОС лидеров России, Индии и Китая, попытался протащить согласованную с США идею создания «регионального хаба» (то есть аэродрома) в Алматы для организации «гуманитарного моста» помощи афганскому народу.
На данный момент эта американская идея не нашла поддержки у стран-членов ШОС и ОДКБ, бывших советских республик. В их памяти (Киргизия и Узбекистан) ещё свежи воспоминания о присутствии американских вояк на военных базах, созданных на их территориях, и что им стоило, чтобы выпроводить назад гостей, утративших приличие и чувство меры.
Поэтому в итоговых документах по результатам заседаний ШОС и ОДКБ это предложение отражения не нашло, что абсолютно не значит, что попытки его протолкнуть на этом закончатся.
Напрашивается резонный вопрос — а почему Алматы, когда многие страны ШОС и ОДКБ граничат с Афганистаном и могут самостоятельно организовать «гуманитарные мосты» напрямую?
США, проталкивая эту идею, опирались на формальный повод — миссия ООН по содействию Афганистану (UNAMA) по просьбе руководства ООН временно дислоцирована в Алматы. Вот и решили американцы подвязать своё постоянное военное присутствие под это временное обстоятельство.
Пентагон нисколько не смущает тот факт, что гуманитарные грузы доставлять сначала в Алматы, а потом транспортировать их за 1000 километров в Афганистан для ООН в финансовом плане абсолютно невыгодно.
Американцев прельщает в этой идее тот факт, что: во-первых, аэродром в Алматы ближе всего к Китаю, против которого США развернули геополитическую войну. Таким образом, они получают на законном основании авиабазу для осуществления разведывательных полётов
Во-вторых, Анкара — союзник США по НАТО, агрессивно осуществляющая геополитическую экспансию в Центральной Азии и Закавказье. Международный аэропорт Алматы выкуплен в мае 2021 года турецким холдингом TAV Airports Holding», которому также принадлежат грузинские международные аэропорты в Тбилиси и Батуми.
Учитывая, как легко Вашингтон и Анкара договорились об участии турок в дальнейшем обустройстве Афганистана, после бегства из него США, можно не сомневаться, насколько вольготно себя бы чувствовали американцы в аэропорту Алматы.
Получив молчаливый отказ в Душанбе, американцы не оставили надежд воплотить эту идею в жизнь. Во время 6-часовой встречи в Хельсинки между председателем Объединённого комитета начальников штабов ВС США генералом Марком Милли и начальником российского Генштаба Валерием Герасимовым эта тема также обсуждалась.
Чтобы добраться до Алматы, американским военным самолётам надо пролететь над территорией России или её союзников в Центральной Азии. Москва такого разрешения не даст никогда.
Но вряд ли Вашингтон успокоятся, он будет делать всё для достижения своих геополитических целей в Центральной Азии в гибридном противостоянии Пекину. Поэтому следует ожидать в ближайшее время усиления его давления на Бишкек и Ташкент.
Чтобы помочь Бишкеку и Ташкенту противостоять американскому давлению, России необходимо вовлечь в этот процесс Пекин, у которого есть существенные экономические рычаги влияния в Киргизии и Узбекистане.
Что касается Казахстана, то здесь у США вопрос решённый. Давить в лоб на Нур-Султан — себе дороже станет, да и вряд ли это принесёт результат. У Росси с Казахстаном работают крупные военно-стратегические проекты, от которых зависит эффективность Стратегических ядерных сил России.
Казахстан добывает в мире около 42% уранового сырья, на долю России приходится не более 5%, доля США смехотворна — 0,01%. Поэтому США постараются сделать всё возможное, чтобы попытаться поссорить Москву и Нур-Султан, в отношениях между которыми сейчас и без того немало проблем.
Поэтому России надо сделать невозможным втягивание в реализацию этой американской идеи Бишкека и Ташкента, а значит, уже достигнутые договорённости между Казахстаном и США не найдут своего практического воплощения.
При этом Москва избежит оказания прямого давления на строптивый Нур-Султан и возникновения ещё одной неприятной ситуации во взаимоотношениях с ним.