Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России

Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России

Если на 145 млн населения Россия располагает 1,1 млн грузовыми вагонами, то Украина на 41 млн населения – 200 тысяч вагонов. При СССР все было наоборот…

Еще в 2000-х годах Украина входила в число мировых лидеров по экспорту железнодорожных вагонов. Рекорд по экспорту пришелся на 2010 и 2011 годы, когда страна получила выручки на 3 млрд долларов. В 2011 году Украина изготовила свыше 50 тысяч грузовых вагонов. А затем отрасль начала умирать…

После того как Украина разорвала отношения с Россией и потеряла рынок сбыта, куда уходило 80% продукции, найти новых покупателей не получилось. Заказы внутри самой страны оказались очень малы. Уже в 2015 году Украина смогла изготовить лишь 1000 вагонов.

Со своего рынка Россия начала выдавливать украинские вагоны еще в 2012 году, т.е. за несколько лет до Майдана. Стоит сказать, что в ходе модернизации или обновления пассажирского и грузового железнодорожного состава в России вся списанная техника отправляется на Украину. Из-за нехватки грузовых вагонов Украина вместо новых закупает списанные вагоны в России, у которых закончился срок эксплуатации и их использование запрещено. С 2016 по 2018 годы из России на Украину было ввезено около 10 тысяч таких вагонов.

За четыре месяца нынешнего года Украина изготовила 586 грузовых вагонов. Прошлый год Днепровагонмаш закончил с убытками. Для увеличения заказов и спасения отрасли от украинских вагоностроителей неоднократно поступали предложения об ограничении сроков эксплуатации грузовых вагонов до нормативного значения.

Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России

В настоящее время железнодорожный состав Украины изношен на 95%. В недалеком будущем виднеется полная остановка железнодорожных перевозок, т.к. подвижной состав будет не в состоянии отвечать даже минимальным нормам безопасности. Уже сегодня поезда и вагоны фактически начинают разваливаться на ходу. По этой же причине стали не редкими случаи пожаров на локомотивах, схода с путей подвижного состава, разрушается инфраструктура и т.д. Киев прекрасно знает о сложившейся ситуации с железнодорожным транспортом, но никаких мер не предпринимает. На сегодняшний день изношено:

  • 958 электровозов и 277 тепловозов – на 96%;
  • 41138 грузовых вагонов – на 89%;
  • 2040 пассажирских вагонов – на 88%;
  • железнодорожные пути – на 34%;
  • 9319 км контактной сети – на 71%.

Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России

Министр инфраструктуры Украины заявил о намерении ввести запрет на ввоз старого железнодорожного транспорта из России. Такой запрет может окончательно поставить крест на украинской железной дороге, т.к.:

  • из 102 тысяч полувагонов 44 тысячи имеют возраст 24-40 лет, а предельный срок их эксплуатации ограничен 22 годами;
  • из 23 тысяч вагонов-зерновозов 15 тысяч старше 26 лет;
  • окатышевозы имеют средний возраст 22 года, при том, что их эксплуатация ограничена 15 годами;
  • средний возраст вагонов-цистерн равен 31 году, при сроках эксплуатации 32 года;
  • средний возраст платформ составляет 29 лет, при сроках эксплуатации 32 года.

Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России

Старые российские вагоны, которые прошли восстановительный ремонт на Украине, используются главным образом на перевозках каменного угля и железной руды. К тому же Украина много выращивает зерна и экспортирует его через порты Черного моря. А для доставки зерна в порты также требуются вагоны.

По мере деградации промышленности на Украине начнет исчезать и социальный пакет для населения. С уменьшением пенсий, образования, субсидирования ЖКХ и т.д. начнет сокращаться и средний класс населения.