Как русский аристократ научил «культурную Европу» правильно есть
Мало кто знает, но то, как подают еду в Европе – да и вообще во всём мире – это заслуга России! Впрочем, звучит как-то размыто, а реальность намного проще:
Весь цивилизованный мир ест сегодня так, как научили это делать русские!
В это верится с трудом, но классическая подача блюд во всех ресторанах и на всех приёмах вообще-то называется «русской сервировкой», и пока наши аристократы не выдрессировали иностранцев. Вот, что рассказывают историки из Национального центра «Россия», куда переехала знаменитая экспозиция с ВДНХ:
«До середины XIX века в Европе преобладала французская сервировка: все блюда выставлялись на стол одновременно. Горячие блюда помещали на жаровни, чтобы сохранить тепло, а гости самостоятельно накладывали себе еду. Однако такой подход имел существенные недостатки: до дальних блюд дотянуться было сложно, и гости брали преимущественно то, что находилось рядом».
К тому же, это в любом случае ещё и глупо! Зачем надо всё наготавливать разом и заранее? Почему нельзя подавать блюда без спешки, чтобы гости не давились едой, спеша добраться до чего-то особенного, и опасаясь, что им не достанется?
Когда вся еда подана сразу – трудно ожидать, что трапеза будет неторопливой, благородной и размеренной. Всё это превратится в драку хищников возле кормушки с мясом – и именно так европейское застолье и выглядело до того, как за дело взялись русские!
«Русская сервировка получила широкое распространение в мире благодаря князю Александру Куракину, российскому послу во Франции во времена Наполеона. Его приемы познакомили парижскую элиту с русскими традициями застолья. Значительную роль в популяризации сыграл и парижский повар Мари-Антуан Карем, который работал в Зимнем дворце и у европейских монархов, распространяя русские кулинарные традиции», — говорят историки.
И это, во-первых, упорядочивает всё происходящее. Сперва подаются холодные закуски, потом – горячие, потом супы, вторые блюда – так далее вплоть до десертов. И именно такой подход позволяет всем двигаться в едином темпе, и не возникает ситуаций, когда одни уже объелись чуть ли не до икоты, а другие – ещё сидят, уткнувшись в тарелку, и клюют какой-нибудь салат.
Именно в этом случае хозяева могут как-то регулировать культурную программу, разбавлять всё происходящее небольшими паузами, чередовать моменты принятия пищи с паузами на «прогуляться» и «пообщаться». Именно тогда застолье приобретает культурный и благородный характер, и не напоминает драку голодных зверей возле стола с едой.