Началу серийного производства СВД — 60 лет. Удивительная история безотказной винтовки, поменявшей все представления о снайперском оружии.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Началу серийного производства СВД — 60 лет. Удивительная история безотказной винтовки, поменявшей все представления о снайперском оружии.54 прочтенияСегодняСВД в классической компоновке. Форто ИжмашСВД в классической компоновке. Форто Ижмаш
У легендарной винтовки СВД в биографии есть уникальный для советских систем вооружения факт. В эпоху СССР, в сфере стрелкового оружия всё, от деталей конструкции, до основных материалов, делалось и выбиралось с расчётом на дальнейшее массовое производство, причем миллионными тиражами. Индивидуальные поточные линии под какой-нибудь отдельный вид оружия не приветствовались. Это немного приземляло полёт фантазии отечественных конструкторов, но чрезвычайно повышало инженерную дисциплину и изобретательность. Хотя иногда случались и счастливые исключения. Одному Богу известно, каких трудов стоило конструктору знаменитого "весла", самозарядной винтовки СВД Евгению Федоровичу Драгунову убедить косное руководство нашей оружейной отрасли построить для его детища отдельную поточную линию в Ижевске. И позволить создавать на ней собственную винтовку, где не было ни одной детали, унифицированной с серийными видами советского стрелкового оружия, кроме патрона 7,62 на 55мм. Но искусство меткой стрельбы особо ценилось и опекалось Министерством Обороны, и там дали зеленый свет первой массовой полувтоматической винтовке, предназначенной специально для снайперского дела.
Сами того не зная, наши генералы и конструкторы открыли целую концептуальную линию снайперского оружия. В ходе Второй Мировой войны снайперские прицелы нередко ставились на полуавтоматические винтовки типа советской СВТ, германского "Вальтер" G-41 и американского "Гаранда", и производители даже делали некоторые мелкосерийные заводские улучшения, облегчавшие работу метким стрелкам. Но СВДшка стала первой массовой самозарядной винтовкой, созданной исключительно для штатных армейских снайперов.
Евгений Фёдорович Драгунов со своим детищем. Помимо СВД он создал пистолет-пулемёт КЕДР, малокалиберную снайперскую винтовку ТСВ и целые линейки спортивного и малокалиберного охотничьего оружия. Фото ИжмашЕвгений Фёдорович Драгунов со своим детищем. Помимо СВД он создал пистолет-пулемёт КЕДР, малокалиберную снайперскую винтовку ТСВ и целые линейки спортивного и малокалиберного охотничьего оружия. Фото Ижмаш
А начиналась эта история в 1958 году, когда так и не сумев приспособить под снайперскую винтовку самозарядный карабин Симонова (СКС) с полуторным патроном 7,62 × 39 мм, командование сухопутными войсками решило вернуться к мощному "трёхлинеечному" патрону 7,62×54 мм. Оно выработало ряд требований к самозарядной винтовке, которой планировалось вооружать снайперов, приписанных к каждому стрелковому отделению тогдашней Советской Армии. К конечному конкурсу были допущены лишь три экземпляра. Два из них принадлежали опытным конструкторам: Сергею Симонову из климовского ЦНИИточмаш и ковровцу Александру Константинову. Оба они были тёртыми калачами после участия в ряде конкурсов и уже сконструировали популярное серийное оружие, созданное индивидуально или в составе группы. Третьим был тогда ещё совсем молодой по конструкторским меркам Евгений Драгунов, имевший за душой лишь скромную спортивную винтовку "Спартак-49", переделанную из старой доброй трёхлинейки.
В войска первые экземпляры винтовки поступили весной 1965 года и сразу были высоко оценены армейскими спецами. Фото "Красная звезда"В войска первые экземпляры винтовки поступили весной 1965 года и сразу были высоко оценены армейскими спецами. Фото "Красная звезда"
Конструкцию Симонова отвергли почти сразу. А вот с Константиновым, талантливым конструктором и изобретателем, которого можно назвать главным неудачником советской конструкторской школы, из-за вечной конкуренции с Михаилом Калашниковым, произошла интересная вещь. Его винтовка считалась фаворитом. Но он, на правах старшего товарища, всячески опекал до той поры незнакомого ему Драгунова и, вопреки обыкновению, никогда на людях не критиковал его конструкцию. Хотя Драгунов честно признавался в мемуарах, что оружие его приятеля поначалу было намного совершеннее, и их продолжительные и частные дискуссии, с глазу на глаз, многое дали для собственно драгуновской винтовки. Представить себе такую дружбу между конкурентами где-нибудь помимо тепличных условий СССР — просто невозможно. В итоге, летом 1963 года, после одиннадцати попыток и отправок на доработку, СВД стала полноправной частью стрелкового арсенала Советской Армии. Ещё год понадобился на наладку пресловутой производственной линии. Большое серийное производство винтовки началось ровно 60 лет назад, в октябре 1964 года в Ижевске.
Кадр из художественного голливудского фильма "Снайпер" (1993 год) с Томом Беренжером и Билли Зейном, где СВД по обычаю, стала основным инструментом главного отрицательного героя.Кадр из художественного голливудского фильма "Снайпер" (1993 год) с Томом Беренжером и Билли Зейном, где СВД по обычаю, стала основным инструментом главного отрицательного героя.
За это время СВДшка была принята на вооружение в 38 странах, поучаствовала почти во всех крупных конфликтах 20 века и даже стала киногером, правда, в руках у плохих парней. На покой винтовка Драгунова явно не собирается, и даже её клоны, произведенные в странах ОВД, Ближнего Востока и ЮВА, по-прежнему пользуются хорошим спросом на рынке. Только в России винтовка прошла пять этапов модификации, хотя принципиальных изменений было не так много. Да, это не инструмент элитных снайперских пар, имеющих индивидуальные пристрастия, но лучшего массового оружия для снайперов пока предложить никто так и не смог. Приглашаем всех друзей Зелёного края посетить наш новый Телеграм-канал (переходите по синей ссылке). Там, помимо материалов, которые мы не можем размещать на ДЗЕНЕ есть ещё и аудиоверсии наших статей. Это интересно! Заходите.