Ушли в минус. Угольная отрасль России на распутье

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Ушли в минус. Угольная отрасль России на распутье1K прочтенийВчера

Ценовая конъюнктура на мировом рынке угля не является оптимистичной для российских предприятий. Стоимость основных марок угля находится на многолетних средних минимумах, и предпосылок к развороту цен нет. Более того, прогнозируется их дальнейшее плавное снижение как минимум до 2026 года.

На этом фоне сальдированная прибыль российских угледобывающих компаний ушла в убыток в 7,1 млрд рублей за первое полугодие 2024 года, в то время как за аналогичный период 2023 года был положительный баланс в 282,5 млрд рублей. Лишь считанное количество компаний показывают прибыль. Да и то, в основном те, кто занимается добычей коксующего угля, антрацита и других более дорогих сортов. Но в общем объеме такие занимают небольшую долю.

Ушли в минус. Угольная отрасль России на распутье

Девальвация рубля также не спасает угольщиков. На отрасль давят налоговая нагрузка (в основном – экспортная пошлина), а также постоянное повышение тарифов со стороны РЖД. Плюс, возникают проблемы с портовой перевалкой, как, например, в Тамани, где конечным бенефициаром терминала ОТЭКО является бельгийский гражданин Мишель Литвак. Цены на перевалку запредельные, и снижать их удается только под давлением государства.

Стратегически спасти угольщиков может только резкий рост цен на продукцию, но его, как написано выше, не предвидится. Государству же в отношении отрасли необходимо принимать принципиальное решение, что делать дальше, поскольку текущий ход событий является тупиковым. Варианта имеется два: либо спасать угольную отрасль, либо поставить на ней крест, отдав приоритет иным секторам.

Первый вариант подразумевает значительное снижение налоговой нагрузки на отрасль, заморозку тарифов хотя бы на текущем уровне, обеспечение приемлемого для компаний ценообразования на перевалку в портах, а также увеличение объемов погрузки на сети РЖД. Впрочем, погрузка и так является немалой и за три квартала 2024 года составила по каменному углю 247,3 млн тонн. Но, во-первых, это на 5,9% меньше, чем годом ранее. Во-вторых, отрасль может значительно нарастить объемы добычи.

Главный аргумент в пользу данного варианта является следующим. В долгосрочной перспективе (до 2050 года) спрос на уголь в мире все равно начнет сокращаться, в то время как предложения будет в любом случае достаточно. Дело даже не в так называемой "зеленой повестке", а в развитии иных видов генерации. Например, в планах того же Китая перевод угольной генерации на газ. Поэтому, пока спрос остается, России необходимо экспортировать как можно больше угля, заработав на этом средства, которые можно вложить в развитие несырьевой экономики в добывающих регионах. В первую очередь – в Кузбассе.

Однако для этого нужно не просто вернуть отрасли рентабельность, а выработать механизм реинвестирования получаемых от экспорта угля средств в несырьевой сектор экономики. Механизм реальный, но сложный в реализации.

Второй вариант – оставить угольную отрасль, определив иные приоритеты. Главным аргументом в пользу данного варианта является тот факт, что угольщики "забирают" у РЖД слишком большой объем погрузки, учитывая дефицит провозных способностей Восточного полигона. В результате перевозка иных грузов далеко не раскрывает свой потенциал. Например, контейнеров, в которых транспортируются в разы более маржинальные грузы. Теоретически для экономики логистика таких грузов более выгодна, поскольку создается более высокая добавленная стоимость. Сейчас же из-за приоритета для угля из портов Дальнего Востока вывозится далеко не весь объем контейнеров, который мог бы вывозиться.

Соответственно, сейчас вопрос стоит ребром: что делать дальше? Если исходить из (не) принимаемых сейчас решений, то можно сделать вывод, что текущий ход развития событий продолжится. Ни в одну, ни в другую сторону решение принято не будет. Вместе с этим, есть еще один теоретический вариант – активное развитие восточной ветки МТК "Север – Юг", по которой как раз можно вывозить уголь, высвобождая мощности Восточного полигона. Но для этого необходим полноценный госплан, который будет предусматривать все детали масштабного проекта. Причем не только непосредственно в угле.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!