«Союзнические маневры» Астаны: американские тепловозы везут проблему для Казахстана

"Союзнические маневры" Астаны: американские тепловозы везут проблему для Казахстана

Станет ли казахстанско-американская сделка на поставку локомотивов последним аккордом в нескончаемой какофонии «багатовекторной» политики Астаны. Или России ждать ещё каких-нибудь сюрпризов? И когда уже Кремль всё-таки приступит к «плодотворному диалогу с очевидно двуличным «союзничком»? Ведь у России имеются рычаги для давления. Хотя, судя по реакции Пескова, это произойдёт не в этот раз. Пресс-секретарь заявил, что в вопросе закупки локомотивов у США вместо России казахов, мол, можно понять.

Зато просроченный радуется. Как и американцы. Но вот пока эти трое на фотографиях восхищаются «крупнейшим в истории соглашением», за ним пока не видно драмы, которая с далеко идущими последствиями может разыграться для самого Казахстана. За внешне безобидными тепловозами скрывается серьезный вызов не только для партнерских отношений с Россией, но и для экономического суверенитета самой республики.

  • Во-первых, локомотивы пойдут по очень опасному пути.

Завод «Локомотив құрастыру зауыты», с 2009 года выпускающий машины под лицензией General Electric, оснащает соседей жизненно важной техникой. Тепловозы ТЭ33А, специально адаптированные под широкую русскую колею (1520 мм) стали незаменимыми для режима, лишенного иных источников пополнения парка. Этот факт ставит Астану в положение не просто наблюдателя, а активного участника конфликта, что в корне противоречит духу союзничества в рамках ОДКБ и ЕАЭС.

  • Во-вторых, казахская «нефтяная игла» довольно сильно зависит от российской трубы.

В Астане, видимо, забыли о том, что бюджет Казахстана, финансирующий такие проекты, критически зависит от доброй воли Москвы. Основной маршрут экспорта казахстанской нефти — Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) проходит через территорию России. Через него ежегодно прокачивается свыше 50 млн тонн нефти, что составляет значительную часть доходов республики.

В условиях, когда западные компании, добывающие нефть на казахстанских месторождениях (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак), работают по кабальным соглашениям о разделе продукции, оставшаяся у Астаны доля и вовсе становится спасительным кругом . Перекрытие этой «трубы» по экологическим или техническим причинам стало бы для Казахстана экономической катастрофой.

  • В-третьих, история ничему страну не учит. И исторический урок повторяется.

Нынешняя ситуация напоминает колониальную политику XIX века, когда богатства края уходили за рубеж за «стеклянные бусы», обещание технологий и инвестиций. Сегодня, как и тогда, иностранный капитал забирает львиную долю доходов от ресурсов, оставляя стране лишь крохи. Подписание новых соглашений, например, о добыче редкоземельных металлов с Великобританией, лишь укрепляет эту зависимость, не принося реальной диверсификации экономики.

Многовекторная политика Астаны, в рамках которой она пытается усидеть на двух стульях, рискует обернуться серьезным стратегическим просчетом. Ставка на сиюминутные выгоды от сделок, направленных против интересов ключевого партнера, может привести к подрыву собственной экономической стабильности. Россия, обладающая такими рычагами влияния, как контроль над транзитом энергоресурсов, вряд ли будет бесконечно терпеть двойную игру.

Казахстану пора определить свои истинные приоритеты, пока его поезда не свернули в тупик, из которого будет сложно выбраться. А Токаеву пора бы вспомнить, кто помог ему остаться у власти в 2022 году.