К 2035 году у России будет новый научный флот — его строительство уже началось
Научный флот — привилегия высокоразвитой страны, и во времена СССР десятки судов под его флагом бороздили просторы Мирового океана, ведя его комплексное изучение на всех широтах. Во второй половине 1980-х годов его численность достигла 106 единиц и существовали планы дальнейшего развития. Однако, после 1991 года флот был разделен между Россией и Украиной, причем, на долю последней пришлась его большая часть — 82 судна. Понятное дело, что все они в течение «святых 90-х» годов были проданы и распилены на металл, ведь содержание такого флота по силу только большого и экономически сильного государства. Но и российским научным судам пришлось несладко — большую их часть Академия наук была вынуждена использовать не по назначению — сдавать в аренду для различных круизов, перевозить грузы и т.п.
Плохие времена для научного флота.. но они все же начали проходить
В итоге на начало 2010-х годов в строю осталось лишь 13 таких кораблей, которые к тому же еще и начали безнадежно отставать в моральном плане. Ведь за почти три десятилетия техника серьезно изменилась и продвинулась вперед, а значит — стало жизненно необходимо строительство новых научных судов, соответствующих современным требованиям. И вот похоже, что время для этого наконец пришло.
Почему же до этого не дошло дело раньше, ведь финансирование российской науки начало налаживаться еще несколько лет назад? Ответ достаточно простой — в данном случае одних только денег совершенно недостаточно, необходимо разработать соответствующие нынешним реалиям проекты научных судов и технологии их постройки. Ведь раньше советский научный флот строили в Николаеве, а теперь крупнейшего судостроительного завода в этом южном городе на территории Украины просто нет вообще. Кроме того, значительная доля судов была построена по контрактам на верфях других стран — Финляндии, Польши и некоторых других. Вот и пришлось России позаботиться о развитии собственных возможностей в данной сфере, на что потребовалось определенное время.
И усилия увенчались успехом — в 2012 году в Санкт-Петербурге было построено первое за долгое время научное судно российского флота «Академик Трёшников». Процесс пошел, и с тех пор положение дел начало меняться к лучшему — так, в настоящее время ведется строительство поистине уникального объекта — ледостойкой платформы «Северный полюс». Она состоянии длительное время работать в суровых арктических условиях, позволяя специалистам различных профилей изучать Северный Ледовитый океан. А совсем недавно на Выборгском судостроительном заводе началось строительство еще одного судна по заказу РАН.
О новых российских научных судах
И наконец, на днях на самом современном судостроительном комплексе «Звезда» были заложены два многофункциональных исследовательских судна в рамках программы «Наука». Их сдача заказчику запланирована на 2024 год, после чего они начнут работу в любых местах Мирового океана. Причем, установленное на них оборудование позволит брать пробы на больших глубинах, а исследования будут вестись вне зависимости от погодных условий. Работать на судах станут биологи, геофизики, геологи, метеорологи и специалисты других профилей — всего для них предусмотрено 45 рабочих мест. И что еще примечательно — новые суда будут способны совершать самостоятельные плавания во льдах толщиной до 0.8 метра. Их возможности также расширит и наличие вертолетных площадок.
Срок автономности новых научных судов составит 50 суток, а дальность плавания на максимальной скорости 15 узлов превышает 7.5 тысячи миль. Разработкой конструкторской документации по новому проекту занималось знаменитое ЦКБ «Лазурит». Строительство судов обойдется в общей сложности в 28.4 млрд рублей, и эти деньги уже выделены из госбюджета.
С учетом того, что сегодня на судостроительных предприятиях ведутся работы над еще несколькими исследовательскими судами для Министерства обороны РФ, можно с уверенностью сказать, что российский научный флот выходит на новый уровень своего развития. До 2035 года он должен пополниться 90 новыми единицами и полностью обновить свой состав. И можно с уверенностью сказать — темные времена для него уже прошли.