«Откуда они взялись?»: Европу напугали маневры России
Наталья Дембинская
Запад больше двух лет пытается оценить размеры российского теневого флота в энергетическом экспорте. Требуют ввести механизм отслеживания СПГ и усилить борьбу со «скрытыми поставками». Но, как считают наблюдатели, это лишь попытки сохранить лицо, приобретая санкционные ресурсы как ни в чем не бывало.
«Через не хочу»
В прошлом году ЕC стал крупнейшим покупателем российского сжиженного газа, потратив на это больше шести миллиардов евро. Особенно отличились Испания и Франция.
Сейчас СПГ-экспорт в ЕС опять на максимуме. И, по данным Института экономики, энергетики и финансового анализа, лидируют все те же Франция, Испания плюс Бельгия (87%). Причем импорт в Пятую республику удвоился.
В Европе признают: да, приходится покупать, так как альтернатив немного. Но там по-прежнему «привержены стремлению ограничить, а в перспективе и полностью прекратить торговлю с Россией».
Франция и еще девять стран, включая Австрию и Чехию, распространили документ, в котором призывают Еврокомиссию потребовать от поставщиков российского топлива предельно четко называть себя при разгрузке в портах ЕС и точнее обозначать объемы импорта.
Потому что некоторые «не идентифицируют себя должным образом».
Министр энергетики Франции Аньес Панье-Рюнаше заявил: необходим «наивысший уровень прозрачности» в отношении СПГ. Это, по его словам, нужно для «устранения растущей зависимости».
Пытаются посчитать
Запад периодически пытается анализировать, как Россия обходит санкции. В Bloomberg сообщали более чем о 600 «серых» танкерах, перевозящих санкционные газ и нефть. В Financial Times упоминали о полусотне подержанных судов, приобретенных малоизвестными ближневосточными компаниями.
На днях западные СМИ обновили данные. В Bloomberg утверждают, что теневой флот пополнился. В частности, зарегистрированная в августе в Дубае компания Matias Ship Management купила три судна.
«Россия использует сеть подставных фирм, простирающуюся от Дубая до Китая, для транспортировки газа с завода «Арктик СПГ — 2″. Непрозрачная структура собственности — типичная черта теневого флота», — отмечает агентство.
В «Новатэке» откликнулись: теневым флотом для «Арктик СПГ — 2» не занимаемся.
Бельгия грозит: разрабатываемый механизм отслеживания происхождения СПГ позволит «выявлять и предотвращать поставки».
«Совершенно непонятно, как такое возможно. Банка образцов газа нет, отслеживать перемещение танкеров непросто. Впрочем, в любом случае чем жестче санкции, тем дороже углеводороды для Европы», — указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
«Бой с тенью»
То, что крупнейшие покупатели инициируют расширение проверок танкеров, доставляющих СПГ в Европу, наблюдателей не удивило: таковы европейские политические реалии.
Однако если теневой флот существует — значит, это кому-то нужно.
«В первую очередь — тем, кто громче всех выступает против Москвы. Эта инициатива сугубо декларативная и ни к чему не приведет», — уверен Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Расширяют санкции
Великобритания тем временем ввела санкции против 22 судов, в том числе четырех СПГ-танкеров, «за связи с Россией», а также компании «Русгаздобыча». Теперь в черном списке Лондона 43 судна.
По данным Financial Times, Россия увеличила теневой флот нефтяных танкеров почти на 70%. Экспорт по морю вырос с 2,4 миллиона баррелей в день в июне 2023-го до 4,1 миллиона в июне 2024-го.
Это суда, зарегистрированные не в G7. Российские компании и их посредники приобретают подержанные танкеры, а западные собственники пользуются редкой возможностью избавиться от них по высоким ценам, уточняет издание.
«Только дороже»
Как подчеркивают эксперты, меры против судов, перевозящих нефть и сжиженный природный газ из России, совершенно бесполезны. Просто топливо поплывет в Азию, а не в Европу.
«Соответственно, увеличится переработка российской нефти в Индии и Китае в бензин и дизельное топливо — для поставок в том числе в ЕС. Значит, европейским потребителям придется платить за них еще больше. СПГ останется в Индии и Китае, ЕС же купит его втридорога у Катара, Нигерии и других», — констатирует Леонид Хазанов.
«Теневой флот — это новелла, написанная двумя сторонами: экспортером и импортером. Потребители — в частности, европейские — заинтересованы в устойчивости поставок СПГ не меньше, чем российские экспортеры. Поэтому дополнительные санкции лишь повысят итоговую стоимость», — полагает Павел Марышев.
Официально признать наличие теневого флота нереально с точки зрения архитектоники международных норм, подчеркивает он. Но фактически этот флот существует, а заинтересованные институты выполняют аудит экспортных потоков и ведут реестр организаций и танкеров, участвующих в теневой торговле газом и нефтью.
Как признают западные аналитики, контролировать ситуацию все сложнее, однако для мирового рынка энергоносителей это, похоже, становится новой нормой.