Василий Стоякин: Ничто не предвещало, но…
Презентованный Владимиром Зеленским план победы над западными союзниками не мог не иметь последствий. Последствия оказались вполне предсказуемыми – поскольку Украина претендует на статус демократического государства, началась избирательная кампания, а поскольку Украина – независимое государство, то кампания началась за её рубежом
20 октября Джозеф Байден прибыл в Берлин, где встретился с руководителями Германии, Франции и Британии. В частности, обсуждался украинский конфликт.
Скандальных элементов тут было два:
Во-первых, перед этим, 8 октября, было заявлено, что Байден не поедет на совещание на авиабазе «Рамштайн», где решаются вопросы предоставления военной помощи Украине. А 12 октября совещание вовсе было отменено.
Формальным предлогом стал ураган в США, но и так все понимали, что США таким образом ответили на «план победы», аккуратно указав Зеленскому на необоснованность его претензий руководить «цивилизованным миром».
Во-вторых, на встречу в Берлине не был приглашён сам Зеленский, что вопиюще противоречит провозглашённому Киевом и поддержанному Вашингтоном формату «ни слова об Украине без Украины».
Разумеется, это не означает, что западные союзники не будут поддерживать Украину (слишком много в неё вложено), но вполне может значить, что «план победы» не принят, а его автор полуофициально признан бывшим президентом не только в России, но и в ЕС и США.
20 октября СМИ сообщили о том, что посол Украины в Британии Валерий Залужный выступил в аналитическом центре Chatham House. Само по себе это не сенсация, но речь идёт о первом выходе посла на широкую публику.
Тут следует вспомнить скандальную предысторию назначения Залужного – в феврале он был отправлен в отставку с поста главкома, в марте назначен послом в Лондон, в апреле получил агреман, в июле выехал по назначению и только в октябре соизволил сказать что-то членораздельное. Восемь месяцев…
По слухам, в Лондоне узнали о назначении нового посла из сообщений СМИ, и месяц возили МИД Украины и Офис президента фейсом по тейблу, объясняя особенности дипломатического этикета (не то, чтобы в Киеве его не знали, но ещё позапрошлый глава МИД Павел Климкин хвалился тем, что он сознательно пренебрегает этим самым этикетом).
Выступление посла запомнилось: он не смог выговорить слово «цивилизация» и слегка переврал сюжет пьесы «Отелло». Это, конечно, наложило определённый комический оттенок на картинку, что, видимо, в планы организаторов освещения конференции не входило.
И тогда The Daily Telegraph устроила скандал на ровном месте, сообщив, что, по мнению генерала, гарантии безопасности более важны для Украины, нежели территориальный вопрос. Подразумевается – Украина может пойти на подписание мирного соглашения с Россией без учёта «оккупированных территорий».
Это уже была полноценная сенсация и даже скандал, потому что:
а) МИД Украины официально заявлял, что Украина не рассматривает других вариантов завершения конфликта, кроме как на границах 1991 года;
б) посол Украины, будь он хоть трижды генерал, не имеет права делать такие заявления.
Правда, ознакомившись с текстом выступления, легко убедиться, что уважаемое издание натягивает сову на глобус:
«Я не упомянул территории. Я говорил о защищённости, безопасности и чувстве пребывания в собственном доме. Если бы я жил в своём доме и знал, что мой сосед присвоил себе часть моего сада, я бы сказал, что нам надо решить этот вопрос. Если не сейчас, то нашим детям придется решать его».
Несколько косноязычно, но Залужного можно понять именно в контексте позиции официального Киева – мы должны решить территориальную проблему сейчас, чтобы её не пришлось решать следующим поколениям. Ничего более.
Т. е. сенсация дутая? Не совсем…
В тот же день The Sunday Times написала:
«После увольнения популярного военачальника генерала Валерия Залужного, ныне посла Украины в Лондоне, и отмены якобы (sic! – Авт.) из-за войны президентских выборов, назначенных на апрель, многие начинают задаваться вопросом, а является ли он (Зеленский. – Авт.) по-прежнему подходящим человеком для руководства своей страной».
Возникает впечатление, что Запад (или, по крайней мере, Британия) не только «снял с довольствия» Зеленского, но и назначил его преемника…
21 октября появилась информация, что Залужный написал первую книгу мемуаров, назвав её «Моя война». В его ближайших планах написание ещё двух книг: «Наша война» и «Их война». Уж не аналог ли это сериала «Слуга народа»?
С выдвижением Залужного есть, разумеется, несколько проблем – он сам не очень рвётся в политику, да и с чисто формальной точки зрения, переехав в Лондон, он теряет право на выдвижение (кандидат на пост президента должен 10 лет непрерывно проживать в стране).
А вот Пётр Порошенко в политику рвётся.
19 октября он выступил по телевидению, заявив, что в феврале 2022 года «вся власть из Киева сдриснула» (это обстоятельство отрицается не только на Украине, но и за рубежом – есть даже свидетельства западных журналистов, в соответствии с которыми Зеленский якобы находился именно в Киеве), а Порошенко лично обеспечил эвакуацию Бучи, Ирпеня и Гостомеля, раздал людям оружие и защитил Киев (никакой эвакуации не было, оружие раздавало МВД, а обороной занималось военное командование – это общеизвестно и легко доказуемо).
Кроме того, по всей Украине вновь активизировались акции семей военнопленных и пропавших без вести, которые требуют от власти обратить внимание на их проблемы. Считается, что финансирует эти акции Порошенко.
В общем, кампания экс-президента тоже начинает набирать обороты.
Юлия Тимошенко и Дмитрий Разумков пока выжидают – никаких признаков активности с их стороны нет.
В Киеве циркулируют слухи, что Зеленский намеревается провести президентские (но не парламентские) выборы весной 2025 года независимо от того, сохранится ли в стране военное положение или нет.
Судя по всему, на это решение оказали влияние успехи Майи Санду, режим которой создал исключительные возможности для фальсификации результатов выборов и референдума благодаря голосованию молдаван, выехавших в Европу (у Зеленского этот ресурс значительно больший). Однако неубедительный итог голосования в Молдавии 20 октября может заставить Офис президента изменить эти планы (если они, конечно, вообще были – источники затрудняются объяснить, как ОП может обосновать проведение выборов).