От доллара к новой валютной системе. Новый банк развития БРИКС — наш ответ МВФ

От доллара к новой валютной системе. Новый банк развития БРИКС - наш ответ МВФ

Сегодня у Владимира Путина насыщенная программа. Президент России проводит сразу несколько очных встреч с лидерами стран БРИКС. Однако первые переговоры прошли с президентом Нового банка развития (НБР) Дилмой Роуссефф. Позавчера я писал об обозначенных Путиным приоритетах развития БРИКС, среди которых НБР отводится ключевая роль:

Второе предложение Путина – сделать НБР финансовым институтом для выгодного кредитования стран БРИКС, испытывающих экономические проблемы. Разумеется, при выполнении определенных обязательств. Для простоты понимания это можно сравнить с ролью МВФ в Бреттон-Вудской системе, но в отличие от глобалистской организации НБР должен быть действительно заинтересован в решении серьезных проблем у стран-участниц БРИКС

В ходе встречи с Дилмой Роуссефф подобное целеполагание было подтверждено. Причем на этот раз Владимир Путин аргументировал свою позицию не только с точки зрения экономической выгоды, но и в контексте обеспечения безопасности:

Увеличение расчетов в местных валютах позволяет снизить плату за обслуживание долга, повысить финансовую независимость стран – участниц БРИКС, максимально снизить геополитические риски, избавить, насколько это возможно в сегодняшнем мире, развитие экономики от политики

Особое внимание здесь следует обратить на соединение механизма расчетов в национальных валютах с долговыми инструментами. То есть на базе НБР формируется совершенно новая наднациональная (в хорошем смысле) система кредита. Роуссефф, разумеется, такие планы только подтвердила:

Именно поэтому очень важно обеспечивать финансирование в национальных валютах, в специальных форматах. И Новый банк развития привержен этому, для того чтобы финансировать не только суверенные проекты, но и проекты по линии частной инициативы.

Детали такой планируемой системы мы, естественно, еще не знаем (надеюсь, что-то станет понятно после саммита). Однако ее общие контуры ясны. Главное отличие от глобалистской (во главе с МВФ) заключается в том, что сейчас кредитная система будет строиться на основе нескольких валютных инструментов, а не только на долларе. Причем вполне допустимо, что кредит выдается в одной валюте, а погашаться может в другой или сразу в нескольких. Плюс, станут распространены иные инструменты на основе базовых активов (в первую очередь – золота). С технической точки зрения, конечно, ставка делается на цифровые активы. Этот момент важный, но не определяющий.

Главное – Новый банк развития БРИКС становится ключевым институтом в процессе перехода от одновалютной системы к поливалютной. Таким образом, формируется широкая корзина базовых активов, состоящая как из валют макрорегионов (рубль, юань, рупия, реал и т.д.), так и из товарной номенклатуры (золото, нефть, литий, платина и т.д.). То есть предполагается широкая диверсификация инструментов.

Не зря ведь золото дорожает…