Заметки американиста. Что произойдёт, если Харрис и Трамп наберут равное количество голосов в коллегии выборщиков?

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Заметки американиста. Что произойдёт, если Харрис и Трамп наберут равное количество голосов в коллегии выборщиков?22 прочтенияВчераГонка перейдет в Конгресс, где у республиканцев, скорее всего, будет преимущество.Заметки американиста. Что произойдёт, если Харрис и Трамп наберут равное количество голосов в коллегии выборщиков?

Как известно, в Соединенных Штатах выбирают президента и вице-президента с помощью Коллегии выборщиков, а не путем всенародного голосования. Для победы кандидату необходимо набрать наибольшее количество голосов в достаточном количестве штатов, чтобы получить абсолютное большинство голосов выборщиков — не менее 270 голосов из 538 (звучит знакомо?).

Но в этой общей цифре скрывается возможность того, что ни один из кандидатов не получит большинства, в случае равенства голосов 269 против 269. Хотя это, по-видимому, не будет иметь значения на выборах 2024 года, существует вероятность того, что третьи партии могут набрать достаточное количество голосов выборщиков, чтобы не дать никому набрать 270. Независимо от того, как это произойдет, если ни один из претендентов не получит большинства голосов, Конституция призывает Конгресс провести отбор руководителей страны через «условные выборы». В этом случае Палата представителей США будет выбирать президента, но не на основе голосования всей палаты, а на основе предпочтений каждого штата — то есть для победы кандидату необходимо получить поддержку большинства делегаций 26 штатов из 50, — а 100-местный Сенат США будет выбирать вице-президента на основе голосования отдельных сенаторов, причем для победы необходим 51 голос.

Есть ли вероятность столкнуться с такой ситуацией в президентской гонке 2024 года? Это возможно, хотя и маловероятно: согласно президентскому прогнозу 538, вероятность того, что ни вице-президент Камала Харрис, ни бывший президент Дональд Трамп не наберут 270 голосов выборщиков, составляет примерно 1 к 300. Единственный правдоподобный сценарий — это ничья 269-269, при которой ключевые штаты сдвинутся в сторону, что представляется менее вероятным, исходя из текущего состояния гонки. Учитывая это, давайте рассмотрим, как в итоге могут случиться условные выборы президента и вице-президента, и почему такое развитие событий будет в значительной степени благоприятствовать республиканцам.

Как Харрис и Трамп могут набрать меньше 270 голосов

Из небольшого числа сценариев президентского прогноза 538, в которых Харрис и Трамп сравняются, наиболее правдоподобными являются четыре сценария, составляющие примерно 4 из 5 таких редких случаев. В каждом из них Харрис получит 225 избирательных голосов в штатах и округах конгресса, а Трамп — 219. Таким образом, 94 голоса выборщиков в семи основных штатах — Аризоне, Джорджии, Мичигане, Неваде, Северной Каролине, Пенсильвании и Висконсине, а также во 2-м округе Небраски остаются в игре за возможную ничью, при этом результаты в этих состязаниях различаются во всех четырех случаях.

Три из этих четырех сценариев предполагают, что по крайней мере два из трёх северных колеблющихся штатов перейдут в стан Республиканской партии, в то время как южные и западные в основном окажутся в рядах демократов. Это несколько расходится с нашим текущим прогнозом, который даёт Трампу немного больше шансов перевернуть штаты в Солнечном поясе, чем в Морозном.

Из них наиболее распространенным является сценарий 1 (вероятность его реализации составляет примерно 1 к 1 000), в котором Трамп удерживает Северную Каролину и меняет местами Пенсильванию и Мичиган, а Харрис сохраняет Висконсин, Аризону, Джорджию и Неваду, где в 2020 году баллотировался президент Байден. Следующим по распространенности является сценарий 2 (вероятность 1 к 1200), который включает в себя практически те же результаты, за исключением того, что Харрис и Трамп обмениваются одинаковыми голосами выборщиков в Джорджии и Северной Каролине. Сценарий 3 имеет вероятность 1 к 1 600 — в нем Трамп возвращает себе штаты Солнечного пояса и 2-й округ Небраски, а Харрис удерживает три северных района борьбы. Сценарий 4 — наименее вероятный из этого квартета (вероятность 1 к 2 000), но в нем Трамп получает все северные районы и Неваду, а Харрис побеждает в трёх южных штатах.

Помимо этих сценариев, существует еще несколько более отдаленных вариантов, но их вероятность составляет примерно 1 к 10 000 (или хуже). Из них единственные, которые повторяются как минимум дважды в 34 000 симуляций прогноза а мериканских специалистов, — это четыре набора результатов по штатам, в которых демократически настроенные Нью-Гэмпшир и Вирджиния становятся республиканскими, а результаты в семи ключевых «колеблющихся» штатах меняются (хотя Мичиган остаётся в стане демократов во всех четырех случаях). Из 12 других симуляций, дающих ничью, две связаны с тем, что красный 2-й округ штата Мэн становится демократическим.

Прогноз 538 предполагает, что голоса выборщиков достанутся кандидату, который набрал их по результатам выборов, но это не стопроцентная данность. Например, в 2020 году республиканцы в нескольких штатах, проголосовавших за Байдена, попытались представить в Конгресс фальшивых республиканских выборщиков в поддержку заявлений Трампа о том, что он действительно победил на выборах. А около двух третей республиканцев в Палате представителей проголосовали против удостоверения результатов в одном или обоих штатах — Аризоне и Пенсильвании. Хотя эти попытки сорвать выборы 2020 года в конечном итоге провалились, они определенно могут быть использованы и в 2024 году.

Кроме того, у выборщиков Коллегии выборщиков есть определённое пространство для маневра, чтобы отдать голос за того, за кого они хотят, то есть «неверный выборщик» может отказаться отдать свой голос за тот билет, который он должен был поддержать. Например, в 2016 году пять выборщиков-демократов и два выборщика-республиканца не отдали свои голоса за партийные билеты, а проголосовали за других кандидатов. Если исход выборов будет зависеть от каждого выборщика, как в случае ничьей 269-269 или другого очень близкого сценария, маловероятно, что неверный выборщик отдаст свой голос, что будет равносильно протестному голосованию, но исключать такую возможность полностью нельзя.

Как Палата представителей будет выбирать президента

Если 6 января 2025 года, когда Конгресс соберётся, чтобы подтвердить результаты Коллегии выборщиков, и обнаружит отсутствие большинства, 12-я поправка призывает Палату представителей «немедленно» выбрать президента не более чем из трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков. В случае равенства голосов 269-269 это означает, что будут только два кандидата от основных партий (хотя сценарий с неверным избирателем может технически ввести третьего кандидата). Однако выбор не основывается на простом голосовании 435 членов Палаты представителей в целом, а решается с помощью уникальной системы, согласно которой каждый штат отдает один голос в соответствии с предпочтениями каждого члена делегации этого штата в Палате представителей, причём штаты с равными по численности делегациями потенциально не могут отдать свой голос, если член делегации не порвет со своей партией. Чтобы победить, кандидат должен получить большинство делегаций штата (26).

При таких правилах республиканцы, скорее всего, будут иметь преимущество на этих условных выборах президента. Прогноз 538 по Палате представителей показывает напряженную гонку за общий контроль над Палатой представителей (которая, конечно, основывается на том, какая партия контролирует больше индивидуальных мест), но у республиканцев гораздо больше шансов, чем у демократов, получить преимущество в делегациях Палаты представителей по крайней мере от 26 штатов в следующем созыве Конгресса. В настоящее время республиканцы имеют большинство мест в Палате представителей в 26 штатах, в то время как демократы — в 22, а в двух других (Миннесота и Северная Каролина) — ничья. Если взять прогноз 538 и оценить каждый штат по рейтингу наиболее конкурентного места, которое изменит партийный контроль, то окажется, что в январе республиканцы будет контролировать 28 делегаций штата против 18 у демократов, а ещё четыре штата будут считаться «жребием» или, скорее всего, будут иметь равные делегации.

Исходя из этого показателя, республиканцы имеют все шансы переломить в свою пользу как минимум одну делегацию штата, а возможно, и больше. Благодаря новой карте конгресса в Северной Каролине, составленной республиканцами, Республиканская партия практически наверняка переведет этот штат из штата с равным соотношением голосов 7-7 в штат с преимуществом республиканцев как минимум 10-4. У республиканцев также может появиться шанс захватить Мичиган, где преимущество демократов 7-6 выглядит сомнительным из-за двух колеблющихся мест, удерживаемых демократами, которые республиканцы надеются перевернуть. Кроме того, чтобы получить контроль над делегациями в Палате представителей в этих штатах, Республиканской партии необходимо получить только одно место с высокой конкуренцией на Аляске, в Пенсильвании или Вирджинии, в то время как то же самое в Колорадо и Мэне приведет к равенству делегаций в штатах, которые в настоящее время принадлежат демократам.

Между тем, у демократов нет реального пути к 26 делегациям штатов в политической обстановке, когда президентские выборы приведут к ничьей в Коллегии выборщиков (269-269). В лучшем случае они могут надеяться удержать свои нынешние штаты — кроме Северной Каролины — и получить два конкурентных места в Аризоне, удерживаемых республиканцами, чтобы остаться в 22 штатах. Но если бы демократы добились большего — скажем, перешли бы на места в таких штатах, как Айова, Монтана и/или Висконсин, чтобы потенциально разделить эти делегации, — это, вероятно, стало бы сигналом того, что демократы в целом добились достаточно хороших результатов, чтобы Харрис победила в верхней части билета, что сделало бы арифметику условных выборов чисто академической.

В США был только один прецедент условных выборов президента: президентская гонка 1824 г.* В то время Демократы-республиканцы (известные тогда как республиканцы, но не имеющие отношения к сегодняшней партии) занимали доминирующее положение в политике на фоне упадка конкурирующей Федералистской партии. В результате в президентской гонке участвовали четыре демократа-республиканца. Для победы кандидату требовался 131 голос выборщиков из 261, но каждый претендент не дотягивал до этой отметки: генерал Эндрю Джексон получил 99 голосов выборщиков, государственный секретарь Джон Куинси Адамс — 84 голоса выборщиков, министр финансов Уильям Кроуфорд — 41 голос выборщиков, а спикер палаты представителей Генри Клей занял четвертое место с 37 голосами выборщиков.

Когда в феврале 1825 года Палата представителей собралась, чтобы выбрать президента, она могла рассматривать только Джексона, Адамса и Кроуфорда — тройку лидеров по числу голосов выборщиков. Хотя все они были демократами-республиканцами, в партии существовали внутренние разногласия, которые в конечном итоге приведут к расколу на новую партийную систему к выборам 1828 года, и голосование в Палате представителей в значительной степени соответствовало этим расколам. Клей, спикер палаты, принимавший участие в выборах, считал Адамса наиболее соответствующим своим политическим взглядам и публично поддерживал его. Соответственно, члены Палаты представителей из штатов, которые поддерживали Клея, в основном перешли в лагерь Адамса, что позволило Адамсу выиграть 13 штатов, необходимых ему для получения президентского кресла. (Сторонники Джексона вскоре заявили, что Адамс и Клей заключили «коррупционную сделку», по которой Клей стал государственным секретарем Адамса в обмен на поддержку Клея. В 1828 году Джексон победил Адамса в очном поединке).

Помимо возраста и необычного политического контекста, есть и другие причины, по которым дело 200-летней давности не может служить прецедентом для современных условных выборов. Во-первых, благодаря 20-й поправке президента будет выбирать вновь избранная Палата представителей, а не уходящий Конгресс, как этобыло в 1825 году, когда новый Конгресс начинал свою работу в начале марта, а не 3 января.

Выбор, который встанет перед Палатой представителей в январе 2025 года, скорее всего, будет более простым, чем решение, с которым палата столкнулась два века назад. В то время как в 1825 году Палате пришлось выбирать из трех вариантов, якобы принадлежащих к одной партии, в этот раз она, скорее всего, будет рассматривать двух кандидатов от явно противоположных партий, а двухпартийный раскол в Палате сегодня очевиден. В результате очень трудно представить, чтобы какой-либо демократ или республиканец решил проголосовать за кандидата от другой партии на условных выборах, что может фактически положить конец политической карьере перебежчика в период острой партийной борьбы — особенно если голосование будет публичным. (В 1825 году Палата представителей решила провести свои условные выборы в закрытом режиме с использованием тайного голосования, но предпочтения отдельных членов вскоре стали достоянием общественности).

Как Сенат будет выбирать вице-президента

То, что Харрис стала знаменосцем своей партии, — лишь последняя демонстрация того, насколько важен пост вице-президента, и именно Сенат будет решать, кто займет эту ключевую должность, если ни один из кандидатов в вице-президенты не наберёт большинства голосов в Коллегии выборщиков. В отличие от Палаты представителей, голосование по условным выборам в Сенате будет основано на голосовании всей палаты, где кандидату для победы необходим 51 голос из 100. Кроме того, Сенат может рассматривать только два лучших кандидата, получивших голоса выборщиков, поэтому даже если неверный выборщик проголосует за другого кандидата в вице-президенты, Сенату придется выбирать между кандидатами от основных партий: сенатором от Огайо Джей Ди Вэнсом и губернатором Миннесоты Тимом Вальцем.

Математика Сената говорит в пользу республиканцев, которые выиграют условные выборы вице-президента, в том числе из-за их кажущегося преимущества в гонке за контроль над верхней палатой. В настоящее время демократы имеют большинство 51 к 49, включая четырех независимых, которые участвуют в голосовании. Но республиканцам, по сути, гарантирован перевес в темно-красной Западной Вирджинии, чтобы добиться соотношения 50 на 50. Далее, сенатор-демократ Джон Тестер, по крайней мере, немного отстает от соперников, чтобы выиграть переизбрание в Монтане, склонной к республиканским настроениям, а сенатор-демократ Шеррод Браун участвует в гонке за сохранение своего места в Огайо. Кроме того, демократы борются за пять мест в ключевых для президента штатах (Аризона, Мичиган, Невада, Пенсильвания и Висконсин), что также может принести определенные плоды для Республиканской партии. Кроме того, у демократов есть лишь небольшой шанс захватить места, удерживаемые республиканцами, в таких штатах, как Техас и Флорида.

Возможно, что в Сенате всё будет не так просто, как в Палате представителей, потому что во фракцию республиканцев войдут некоторые сенаторы, которые более открыто критикуют Трампа. Два сенатора-республиканца, проголосовавшие за импичмент Трампа после событий 6 января, — Сьюзан Коллинз (штат Мэн) и Лиза Мурковски (штат Аляска) — все еще будут в Сенате в январе следующего года. Один из них (в частности, Мурковски, переизбранная в 2022 году по системе рейтингового голосования на Аляске) может проголосовать против Вэнса на условных выборах. Тем не менее, более чем вероятно, что перевес будет на стороне республиканцев.

При этом любые непредвиденные задержки в процессе избрания президента Палатой представителей могут омрачить картину в Сенате. Согласно 12-й поправке, если палата не изберет президента до дня инаугурации (20 января), выбранный сенатом вице-президент будет исполнять обязанности президента до тех пор, пока палата не изберет президента. А если Сенат также не выберет вице-президента, то согласно Закону о преемственности президентских полномочий спикер Палаты представителей будет следующим в очереди на пост исполняющего обязанности президента. (При условии, что этот человек соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам в президенты, и что Палата представителей сможет его выбрать — а это в последнее время случается нечасто).

Лишь однажды Сенату пришлось выбирать вице-президента, и нет, это было не в 1824-25 годах, когда Палата представителей должна была выбирать президента. На тех выборах сенатор Джон Кэлхун получил большинство голосов за эту должность в Коллегии выборщиков, которые в основном поддерживали Джексона или Адамса на пост президента. Единственный раз Сенат избирал вице-президента в феврале 1837 года, после выборов 1836 года, когда ни один из кандидатов в вице-президенты не набрал большинства голосов выборщиков из-за внутрипартийной неприязни к Ричарду Ментору Джонсону, помощнику победившего кандидата в президенты, демократа Мартина Ван Бюрена.

На выборах 1836 года Ван Бюрен-Джонсон получил 170 голосов выборщиков в штатах, что превышало необходимые для победы 148 из 294. Однако 23 демократических выборщика от Вирджинии проголосовали не за Ван Бюрена, а за другого кандидата в вице-президенты, в результате чего Джонсону не хватило всего 147 голосов выборщиков. Представитель штата Кентукки и бывший сенатор, Джонсон вызывал отторжение у некоторых членов своей партии, особенно на Юге, из-за своего гражданского брака с чернокожей рабыней. Однако в результате голосования в Сенате Джонсон был легко избран вице-президентом, 33 против 16. Однако политические трудности Джонсона продолжались: демократы отказались выдвигать его на своем съезде в 1840 году, хотя он был фактическим номинантом партии в большинстве штатов, поскольку Ван Бюрен проиграл перевыборы.

Маловероятно, но не исключено, что США окажутся в ситуации, когда Конгрессу придётся выбирать следующего президента и вице-президента. Но, как показывает пример 1824-25 годов, условные выборы для определения следующего обитателя Белого дома могут повлечь за собой множество споров и недовольства, которые могут продолжаться долгие годы.

____________________________________________

* В результате выборов 1800 года Коллегия выборщиков также потребовала от Палаты представителей выбрать президента, но это произошло до принятия 12-й поправки (эти выборы ускорили ее введение), поэтому выборы 1824 года — единственные условные выборы президента, проведённые по правилам, которые действуют и сегодня.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!