«Эта деревянная актрисулька ничего бы не добилась сама»: за что не любили Веру Глаголеву, вышедшую в 18 лет замуж за режиссера Нахапетова
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>«Эта деревянная актрисулька ничего бы не добилась сама»: за что не любили Веру Глаголеву, вышедшую в 18 лет замуж за режиссера Нахапетова1,2K прочтенийСегодня
К актрисе Вере Глаголевой зрители всегда относились полярно: кто-то восхищался ее беззащитностью и хвалил её талантливую игру, а кто-то, напротив, относился к ней резко негативно, дескать, абсолютно бесталанную девочку без актерского образования пропихнул в кадр по уши влюбленный режиссер.
«Практически до самой свадьбы он оставался для меня Родионом Рафаиловичем. Именно так я всегда обращалась к нему. Мне тогда только исполнилось 18. Нахапетова воспринимала исключительно как взрослого, известного и состоявшегося человека. Я тогда была молодой непрофессиональной актрисой, которую по одному ему известной причине он утвердил на главную роль. Разве он должен был замечать, что разговоры окружающих резали меня будто ножом по сердцу?» – спустя много лет будет вспоминать Глаголева.
Отношения между режиссёром и начинающей актрисой в творческом мире давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что разница в возрасте между Верой и Нахапетовым была сравнительно небольшой — всего 13 лет. Родион Рафаилович на самом деле был очень привлекательным мужчиной, в отличие от того же тучного Соловьёва с тремя подбородками, который крутил роман с 14-летней Друбич. Или 50-летнего Табакова и его избранницы Зудиной. Так было всегда — режиссёры старшего возраста вдохновлялись юными актрисами. Такова жизнь и история киноиндустрии.
Глаголевы жили в Измайлово, где их родители получили небольшую, но отдельную квартиру. Семья была обычной, родители работали педагогами, и ничто не предвещало им звёздного будущего. Вера была папиной любимицей, а брат Борис — маминым. Отец хотел, чтобы дочь стала спортсменкой, и отдал её в секцию художественной гимнастики. «Я целый год ходила туда, — вспоминала Вера, — мне было скучно, и я бросила тренировки». Но ей всё равно хотелось заниматься спортом, но во многие секции она уже не подходила по возрасту. Оставались только фехтование и стрельба из лука. Но поскольку набор в группу фехтовальщиков уже закончился, Вера стала лучницей и даже добилась звания мастера спорта.
Что за черная кошка пробежала между родителями, дети так и не узнали. Отец с матерью никогда не выясняли отношения при них, но однажды глава семьи объявил о своём решении уехать на север, чтобы работать директором интерната. Вера и Борис остались с мамой в Москве. А уехавший на Север отец завел там новую семью.
Никаких предпосылок к тому, чтобы стать успешной актрисой, у Глаголевой не было изначально. Казалось, сама госпожа Фортуна вмешалась в её жизнь, и всё пошло по незапланированному сценарию.
В начале 1970-х годов, когда Вере было всего 16 лет, на киностудии «Мосфильм» иногда проводились закрытые показы зарубежных фильмов. Эти картины не выходили в прокат, но Госфильмофонд добывал их любыми способами. На такие просмотры допускали только избранных. Вера, которая дружила с сотрудницей дирекции, сумела попасть на один из таких показов. Она вспоминала:
«Как только мы вошли в зал, я почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. В первом ряду, спиной к экрану, сидел мужчина, который пристально смотрел на меня. Мне стало неловко, но потом я подумала, что он смотрит на кого-то другого. Я подняла глаза — нет, он смотрел на меня».
Вера узнала в этом внимательно рассматривающем её мужчине Родиона Нахапетова, любимого актёра своей матери. Она могла бесконечно пересматривать фильмы с его участием — «Нежность» и «Влюблённые». После этих картин у Родиона появилось множество поклонниц, женщины всех возрастов плакали, сопереживая его героям.
В буфете Родион подошёл к Вере и прямо спросил, не хочет ли она попробовать себя в кино. На следующий день Вере позвонили и пригласили приехать на «Мосфильм» за сценарием. Она забрала его и направилась к выходу. Вдруг за её спиной раздался голос Родиона: «Не уходите, давайте сделаем фотопробы».
Фотопробы оказались неудачными, и Родион сказал ассистентам: «Забудьте об этой девушке». Со студии больше не звонили, и Вера с облегчением отправилась в Харьков на спортивные сборы. Однако люди со съёмочной группы Нахапетова нашли её. Снова вмещалась госпожа удача: другая актриса заболела. И Родион сказал: «Найдите ту девушку с грустными глазами».
Вера летела домой в Измайлово буквально на крыльях: «Я буду сниматься у него! Он нравится стольким женщинам, а выбрал меня!»
Так она попала в свой первый фильм — «На край света», и сразу же ей досталась главная роль. Стоит ли говорить, что в кинематографических кулуарах, где всегда было полно интриг и сплетен, тут же поползли слухи?
Конечно, можно понять раздражение конкуренток. Они учились, ехали из своих провинций в Москву, многие годами пытались поступить в театральный, а тут — москвичка, юная и неопытная, сразу главная роль.
«Если бы не Нахапетов, эта унылая девчонка, эта деревянная актрисулька Глаголева никогда бы не получила роли», — говорили о ней за спиной, и она не могла не думать об этом.
Спустя годы Вера Глаголева заставит замолчать всех недоброжелателей. Она проявит себя не только как актриса, но и как талантливый режиссёр. А женщина-режиссёр — это большая редкость в кинематографе.
Пока же она с трудом осваивается на съёмочной площадке. Первые съёмки были непростыми. Спустя годы она будет вспоминать, каким требовательным и резким был с ней Нахапетов. Он хотел, чтобы Вера всё схватывала на лету и играла именно так, как он показывал. Иногда у неё не получалось. И тогда Родион начинал кричать.
То, что режиссёр неравнодушен к Вере как к женщине, первым заметил её брат Борис, когда приехал навестить сестру.
— Он к тебе неравнодушен.
— Что за глупости, с чего ты взял?
— Я же вижу, что он ревнует. А это стопроцентный признак влюблённости.
Вера не поверила, но через две недели об этом уже говорили все на съёмочной площадке. На обеде Нахапетов позвал Веру за свой стол, пришли друзья брата — он смотрел на них волком. Любой, кто хотя бы немного разбирается в отношениях между людьми, сразу бы понял: черноглазый требовательный режиссёр втрескался в Глаголеву, как мальчишка.
Родион сказал, что хочет познакомиться с родителями Веры. Мать он очаровал с первой встречи. Включил всё своё обаяние. В тот раз он не просил руки Веры, но всем и так было ясно, что он пришёл не просто так.
Фильм был снят. Что делать дальше — было непонятно. Вера приходила на «Мосфильм» и тихо сидела в углу монтажной, наблюдая, как Родион и его постоянный монтажёр работают. Он словно не замечал её, но если Вера не могла приехать на студию или задерживалась, её телефон разрывался от звонков ассистентов: «Куда вы пропали? Родион Рафаилович спрашивает о вас!»
«Я всегда должна была быть рядом. Нахапетов не объяснялся в своих чувствах, просто он хотел видеть меня ежедневно, видимо, он уже тогда всё решил для себя», — расскажет Вера Витальевна спустя много лет, уже после расставания с мужем.
Было решено не устраивать пышного торжества. Брат Борис сшил для Веры нарядное платье. После регистрации брака событие отпраздновали в кругу семьи. За столом собрались в основном родственники со стороны Веры. Нахапетов пригласил только своего лучшего друга Виктора Архангельского, режиссёра научно-популярных фильмов. Мама Родиона не дожила до свадьбы сына, ему было всего 22 года, когда она ушла из жизни.
После свадьбы Вера переехала к мужу в обычную двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме на проспекте Мира. Она была поражена количеством книг в доме. Родион много читал. Он проводил много времени за письменным столом, писал что-то, делал записи в дневнике.
Они поженились в 1974 году и прожили вместе до 1988 года. В этом браке на свет появились две дочери — Анна и Мария. Анна впоследствии стала балериной, а Мария выросла и стала художницей.
«Я знаю истории о том, как актрисы отказываются от рождения детей ради своей карьеры. Но для меня это никогда не было проблемой. Мои дочери были желанными. Мне даже в голову не приходило, что дети могут помешать моей карьере. Я вообще о ней не думала», — рассказывала Глаголева в одном из интервью.
Вера сама кормила Аню девять месяцев, Машу — шесть, а младшую дочь Настю от другого брака — три. Когда у дочерей родились уже свои дети, Вера сказала им: «Не мучайтесь, не кормите грудью, сейчас есть отличное питание для грудничков».
Так и не получив актёрского образования, Глаголева активно снималась в кино.
Нахапетов поначалу не одобрял её работу с другими режиссёрами. Он всё так же безумно ревновал свою красавицу-жену. А предложений было много. Хотя муж и был недоволен, Глаголева всё же согласилась на некоторые роли.
Однажды по сценарию ей пришлось щипать известного актёра Николая Рыбникова. Её родители обожали этого артиста, да и сама Вера много раз с огромным удовольствием пересматривала «Высоту». А на съёмочной площадке перед ней оказался пожилой человек, довольно капризный и со своими проблемами со здоровьем, который быстро уставал. Она боялась его обидеть и просила прощения перед каждым дублем. А Рыбников лишь грустно улыбался в ответ.
Карьера Глаголевой стремительно развивалась, а вот в личной жизни появились проблемы. Впервые в кажущейся всем идеальной семье появилась трещина.
После фильма «Звездопад» на неё посыпались предложения на главные роли, от которых она не могла отказаться, ведь об этом мечтала любая актриса. А у Глаголевой даже не было актёрского образования, но она была очень востребована в 80-е годы. «О тебе», «Торпедоносцы» и другие фильмы с её участием вышли именно в те годы.
Когда дочери подросли, Нахапетов уделял им много внимания. Учил их рисовать. Занимался с ними музыкой. Кстати, он сам научился играть на пианино и профессионально исполнял произведения Баха.
«Муж мне говорил: «Реши, что для тебя важнее — кино или дети. Конечно, дети, тут и думать нечего. Но чтобы они ни в чём не нуждались, я не могу отказаться от работы», — откровенничала Вера с журналистами.
В то время Родион почти перестал снимать фильмы. В перестроечное время никто не вкладывался в кино, особенно государство, и Нахапетов задумался о том, что делать дальше. И тогда он решил осуществить то, что давно вынашивал в своей голове. Он эмигрировал в США. Компания 20th Century Fox купила его фильм «На исходе ночи», премьера которого состоялась в Лос-Анджелесе. Он провёл в США месяц и вернулся воодушевлённым: его пригласили в Голливуд.
Изначально планировалось, что Вера и девочки переедут к нему, когда он обустроится в США. Но этого не произошло.
К тому времени некоторые коллеги-кинематографисты тоже обратили внимание на Голливуд и стали часто бывать там. Через полгода один знакомый, вернувшись в Москву, позвонил Вере:
— Ты теряешь мужа, он живёт с другой женщиной.
— Что ты такое говоришь! Он остановился у Димы Демидова.
— Ну-ну.
Это оказалось правдой. В Штатах Нахапетов встретил Наталью Шляпникову, которая работала в Ассоциации независимого телевидения США. Она стала его менеджером, а затем и женой.
У Глаголевой тоже всё сложилось прекрасно. Несмотря на предательство мужа, она не опустила руки, продолжила свою карьеру и начала снимать кино самостоятельно. В 1991 году на кинофестивале в Одессе Глаголева познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским. Она попросила его помочь с финансированием своего фильма. Шубский отказался, но они продолжили общаться и позже поженились. Впрочем, Шубский — это уже совсем другая история.
Вера Глаголева ушла из жизни 16 августа 2017 года после долгой борьбы с онкологией. Народная артистка РФ скончалась в возрасте 61 года в Германии.
Что касается Нахапетова, то ему сейчас 80 лет, он до сих пор живёт в США и, судя по своим соцсетям, он счастлив и доволен жизнью.