Андрей Клинцевич: В БРИКС заложили основу для новой расчетной единицы в мире
Президент России Владимир Путин в ходе своих выступлений на саммите БРИКС, а также в общении с журналистами подчеркивал, что объединение намерено развиваться. Да, отложена идея создания единой валюты БРИКС — в настоящее время ставится задача увеличивать объем сделок стран объединения в национальных валютах. И эта задача эффективно достигается.
Многие на Западе стали говорить: ну вот смотрите — БРИКС так и не решилась на создание единой альтернативы доллару США. На самом деле это не так. Прежде всего нужно по максимуму обеспечить международную ликвидность национальным валютам стран БРИКС.
А для этого все страны БРИКС согласились в Казанской декларации на создание единой зерновой биржи. По сути, БРИКС говорит «прощай» биржам CME Group и MATIF, на которых сейчас определяются цены на все ключевые сельскохозяйственные товары в мире, в долларах и евро соответственно.
В декларации сказано, что в дальнейшем планируется перевести на биржу БРИКС торги не только зерном, но и другими сельскохозяйственными культурами. А далее, как озвучил президент России, речь пойдет о биржевых торгах другими товарами. То есть постепенно будет происходить отвязка глобальных цен на мировые товары от доллара и евро, от западных бирж и западной финансовой инфраструктуры.
Начнется все с зерна, так как Россия — №1 экспортер пшеницы в мире и дает четверть мирового экспорта всех видов зерновых. По всей номенклатуре зерновых страны БРИКС производят 42% мирового выпуска, а в рамках БРИКС+ и стран-партнеров объединения эта цифра уже перемахивает за 50%.
В такой ситуации и далее зависеть от биржевых цен в долларах и евро выглядит бессмысленно. И это понимают не только ключевые поставщики, но и потребители сельскохозяйственной продукции в мире.
Когда наконец-то все больше будет биржевых цен не в долларах и евро, это позволит уже говорить и о более сильной ликвидности национальных валют БРИКС и о переходе к единой денежной единице в международной торговле. Если ее эмиссия не будет в рамках одного государства, то мир окажется в такой благоприятной ситуации, которой еще никогда не было.
Ведь если взять еврозону, то там каждая страна слабо влияет на размер эмиссии единой валюты (евро) — все определяют в Брюсселе. В БРИКС, очевидно, будет взят другой подход, и это — крепкая основа для идеи новой расчетной единицы в мире в будущем.