Именно отсутствие решения о создании двух государств угрожает Израилю больше всего

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Именно отсутствие решения о создании двух государств угрожает Израилю больше всего5 прочтенийВчераВ результате своей воинственности и непримиримости Израиль в настоящее время практически полностью отвергнут международным сообществом, а также сталкивается с серьёзными экономическими и военными угрозами по мере расширения региональной войны, пишут директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета профессор Джеффри Д. Сакс и специалист и консультант по вопросам политики на Ближнем Востоке Сибил ФаресИменно отсутствие решения о создании двух государств угрожает Израилю больше всегоТысячи людей с палестинскими и ливанскими флагами собрались на Таймс-сквер, чтобы выразить протест против атак Израиля на сектор Газа в Нью-Йорке, США, 5 октября 2024 года в преддверии первой годовщины войны 7 октября. (Фото Фатиха Актаса/Anadolu через Getty Images)Тысячи людей с палестинскими и ливанскими флагами собрались на Таймс-сквер, чтобы выразить протест против атак Израиля на сектор Газа в Нью-Йорке, США, 5 октября 2024 года в преддверии первой годовщины войны 7 октября. (Фото Фатиха Актаса/Anadolu через Getty Images)

Израиль отвергает решение о двух государствах, поскольку утверждает, что суверенное государство Палестина подвергнет глубочайшей угрозе национальную безопасность Израиля. Фактически, именно отсутствие решения о двух государствах ставит под угрозу Израиль. Незаконная оккупация Израилем палестинских земель, его продолжающееся правление апартеида над миллионами палестинцев и его крайнее насилие для защиты этого правления — всё это ставит под угрозу выживание Израиля, поскольку Израиль сталкивается с ужасными угрозами от глобальной дипломатической изоляции и продолжающейся войны, включая огромные экономические, социальные и финансовые издержки войны.

Существуют три основные причины, по которым Израиль выступает против решения о двух государствах, отражающие разнообразие идеологий и интересов в израильском обществе.

Первая и самая распространенная — это утверждение Израиля о том, что палестинцы и арабский мир не могут жить рядом с ним и хотят только уничтожить его. Вторая — это вера среди быстро растущего религиозно-националистического населения Израиля в то, что Бог обещал евреям всю землю от Евфрата до Средиземного моря, включая всю Палестину. Недавно мы писали об этой идеологии, указывая, что она примерно на 2600 лет отстает от сегодняшних реалий. Третья — это прямая материальная выгода. С её продолжающейся оккупацией Израиль стремится получить прибыль от контроля над пресноводными ресурсами региона, прибрежными зонами, морскими месторождениями природного газа, туристическими направлениями и землей для поселений.

Эти различные мотивы перемешаны в продолжающейся непримиримости Израиля. Однако, взятые по отдельности или в комплексе, они не оправдывают противодействие Израиля решению о двух государствах, конечно, не с точки зрения международного права и справедливости, но даже не с точки зрения собственной безопасности Израиля или узких экономических интересов.

Рассмотрим заявление Израиля о национальной безопасности, которое недавно повторил премьер-министр Биньямин Нетаньяху в ООН 27 сентября. Нетаньяху обвинил Палестинскую администрацию, и в частности президента Махмуда Аббаса, в ведении «непрекращающейся дипломатической войны против права Израиля на существование и против права Израиля на самооборону».

После выступления Нетаньяху министр иностранных дел Иордании Айман Сафади, стоя рядом с премьер-министром Палестины Мохаммадом Мустафой, ответил Нетаньяху на пресс-конференции:

Все мы, в арабском мире, хотим мира, в котором Израиль будет жить в мире и безопасности, признанный, нормализованный всеми арабскими странами в контексте прекращения оккупации, вывода войск с арабских территорий, что позволит создать независимое, суверенное палестинское государство на границах по состоянию на 4 июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.

Министр Сафади говорил от имени 57 членов мусульманско-арабского комитета, которые все готовы «гарантировать безопасность Израиля» в контексте решения о двух государствах. Министр Сафади вместе с премьер-министром Палестины сформулировал мирное предложение региона, альтернативу бесконечным войнам Нетаньяху.

Ранее в этом году в Бахрейнской декларации, принятой в мае 2024 года на 33-й очередной сессии Совета Лиги арабских государств от имени 22 государств-членов, было подтверждено:

Мы призываем международное сообщество взять на себя ответственность за последующие усилия по продвижению мирного процесса в целях достижения справедливого и всеобъемлющего мира на основе решения о двух государствах, которое воплощает независимое палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме на границе по состоянию на 4 июня 1967 года, способное жить в мире и безопасности рядом с Израилем в соответствии с резолюциями международного сообщества и устоявшимися нормами, включая Арабскую мирную инициативу.

Многочисленные арабские и исламские заявления о мире, включая заявления Организации исламского сотрудничества (ОИС), в которой Иран неоднократно подписывал, восходят к Арабской мирной инициативе 2002 года в Бейруте, где арабские страны впервые предложили готовность региона установить отношения с Израилем в контексте решения о двух государствах. Инициатива гласила, что мир основан на уходе Израиля с оккупированных палестинских, сирийских и ливанских территорий.

Израиль утверждает, что даже если арабские государства и Иран хотят мира, ХАМАС этого не хочет, и поэтому угрожает Израилю. Здесь есть два важных момента. Во-первых, ХАМАС принял решение о двух государствах еще 7 лет назад в своей Хартии 2017 года. «ХАМАС считает, что создание полностью суверенного и независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме по линии 4 июня 1967 года с возвращением беженцев и перемещенных лиц в свои дома, из которых они были изгнаны, является формулой национального консенсуса». В этом году ХАМАС снова предложил разоружиться в обмен на палестинскую государственность в границах 1967 года. Израиль, в свою очередь, убил политического лидера ХАМАС и переговорщика о прекращении огня Исмаила Ханию.

Во-вторых, ХАМАС очень далёк от того, чтобы быть самостоятельным субъектом. ХАМАС зависит от финансирования и оружия извне, в частности от Ирана. Реализация решения о двух государствах под эгидой Совета Безопасности ООН будет включать разоружение негосударственных субъектов и взаимные меры безопасности для Израиля и Палестины в соответствии с международным правом и недавним решением Международного суда, за которое Иран проголосовал на Генеральной Ассамблее ООН.

Выдача того, что ХАМАС является оправданием, а не глубинной причиной непримиримости Израиля, заключается в том, что Нетаньяху тактически, хотя и тихо, поддерживал ХАМАС на протяжении многих лет в стратегии «разделяй и властвуй». Уловка Нетаньяху заключалась в том, чтобы помешать единству различных палестинских политических фракций, чтобы помешать Палестинской администрации разработать национальный план по созданию палестинского государства. Весь смысл политики Нетаньяху на протяжении десятилетий заключался в том, чтобы предотвратить возникновение палестинского государства, используя любой аргумент под рукой.

Израиль и его сторонники часто утверждают, что провал в Кэмп-Дэвиде в 2000 году доказывает, что палестинцы отвергают решение о создании двух государств. Это утверждение также неверно. Как документально подтверждено многими, включая Клейтона Э. Свишера в его дотошном отчете в книге «Правда о Кэмп-Дэвиде: нерассказанная история о крахе ближневосточного мирного процесса» , переговоры в Кэмп-Дэвиде в 2000 году провалились из-за подхода Билла Клинтона к заключению сделки в последнюю минуту в сочетании с политической трусостью тогдашнего премьер-министра Израиля Эхуда Барака, не выполнившего обязательства Израиля по Соглашению Осло.

Когда время в Кэмп-Дэвиде истекло, Клинтон оказался нечестным посредником, как и откровенно произраильски настроенные американские переговорщики, которые отказались признать законные претензии Палестины на границы 4 июня 1967 года и уклончивые заявления о праве Палестины на свою столицу в Восточном Иерусалиме. «Окончательное предложение», внезапно выдвинутое израильтянами и их американскими покровителями палестинцам, не обеспечило основные права палестинцев, и палестинцам не дали времени на обдумывание и ответ с альтернативными предложениями. Затем американцы и израильтяне ложно обвинили палестинцев в провале переговоров.

Израиль упорствует в своей непримиримости, поскольку считает, что имеет безоговорочную поддержку Соединенных Штатов. Благодаря десятилетиям крупных взносов на избирательные кампании и усердного лоббирования, израильское лобби в Соединенных Штатах не только контролирует голоса в Конгрессе, но и также поставило архисионистов на высшие должности в каждой администрации. Однако из-за жестокости Израиля в Палестине и Ливане израильское лобби утратило способность контролировать нарратив и голоса в основном американском обществе.

Трамп, Байден и Нетаньяху считали, что Израиль может «иметь всё» — Великий Израиль и мир с арабскими государствами, одновременно блокируя палестинское государство — через процесс нормализации при посредничестве США. Авраамовы соглашения (которые установили дипломатические отношения Израиля с Бахрейном и ОАЭ) должны были стать образцом для подражания для нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. Такой подход всегда был циничным (поскольку был направлен на блокирование палестинского государства), но сейчас он, безусловно, является бредовым. Министр иностранных дел Саудовской Аравии предельно ясно дал понять в своей статье в Financial Times 2 октября, что решение о двух государствах — единственный путь к миру и нормализации.

«Решение о создании двух государств — это не просто идеал; это единственный жизнеспособный путь к обеспечению долгосрочной безопасности Палестины, Израиля и региона. Неконтролируемые циклы эскалации являются строительными блоками более масштабной войны. В Ливане мы наблюдаем это воочию. Мир не может быть построен на фундаменте оккупации и обиды; истинная безопасность для Израиля придет с признанием законных прав палестинского народа».

Продолжающееся непримиримое противодействие Израиля решению о создании двух государств, недавно подтвержденное голосованием Кнессета , стало величайшей опасностью для собственной безопасности Израиля. Израиль в настоящее время почти полностью подвергнут остракизму международным сообществом, а также сталкивается с серьезными экономическими и военными угрозами по мере расширения региональной войны. Одним из показателей нарастающего экономического беспорядка является то, что кредитный рейтинг Израиля уже резко падает, и Израиль, скорее всего, очень скоро потеряет свой инвестиционный кредитный рейтинг, что будет иметь ужасные долгосрочные экономические последствия.

Не служит также насильственное преследование Израилем своего экстремистского видения безопасности США или интересам США, и американский народ выступает против экстремизма Израиля. Израильское лобби, скорее всего, потеряет свою хватку. И общественность США, и глубинное государство США, скорее всего, откажутся от своей некритической и безоговорочной поддержки Израиля.

Практические элементы мира уже налицо, как мы недавно подробно изложили. США могут спасти регион от неминуемого пожара, а мир — от возможной глобальной войны великих держав. США должны снять вето на членство Палестины в ООН и поддержать реализацию решения о двух государствах под эгидой Совета Безопасности ООН, с обеспечением взаимной безопасности как для Израиля, так и для Палестины на основе справедливости и международного права.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!