Саммит ОДКБ в Душанбе: в центре внимания – Афганистан, но не только
16 сентября в Душанбе под председательством Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Президент России Владимир Путин принял участие в мероприятии по видеоконференцсвязи. Накануне в столице Таджикистана состоялось совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности, в ходе которого обсуждалась военно-политическая обстановка в регионах коллективной безопасности ОДКБ.
Согласно официальной информации, главы государств обсудили актуальные проблемы международной и региональной безопасности и основные итоги деятельности Организации, пишет ИнфоШОС. 14 сентября начальник управления стран СНГ МИД Таджикистана, и. о. национального координатора по делам ШОС Ахмад Саидмуродзода заявил об отсутствии планов по вовлечению воинских формирований ОДКБ к охране рубежей республики с Афганистаном.
Как отметил в итоговом заявлении Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, «главной целью Организации в складывающихся условиях остается обеспечение безопасности государств – членов ОДКБ. При этом приоритет в своей деятельности мы по-прежнему отдаем политико-дипломатическим средствам». Анонсированы практические коллективные меры, призванные обеспечить безопасность Республики Таджикистан на случай обострения пограничной ситуации. С этой же целью через месяц вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия масштабных учений Коллективных сил ОДКБ, таких, как «Поиск-2021», «Эшелон-2021», «Взаимодействие-2021» и «Кобальт-2021», организуемых по единому замыслу. Также имеется договорённость «ускорить работу по принятию предложенной Таджикистаном в рамках ОДКБ Целевой межгосударственной программы по укреплению таджикско-афганской границы. Таджикистан, как вы знаете, имеет самую протяженную границу с Афганистаном – 1344 км, которая на многих участках проходит в труднодоступной высокогорной местности».
Значимость и важность всех этих практических мер и согласования позиций сторон сложно переоценить. Последовательно отвергая предложения российской стороны о создании механизма реагирования на кризисную ситуацию в Афганистане, западные партнёры пытаются работать с входящими в ОДКБ государствами Центральной Азии напрямую, что, мягко говоря, создаёт ненужный диссонанс. На пике недавних боевых действий в Панджшерской долине некоторые доброхоты исподволь, а то и прямо противопоставляли поддержку официальным Душанбе местных таджиков стремлению России и некоторых других стран «договориться» с запрещёнными в России талибами. Это – лишь два примера, свидетельствующие о далеко не простом процессе политико-дипломатической консолидации в рамках ОДКБ по «афганскому вопросу».
В ходе душанбинского саммита также были подписаны важные документы, касающиеся развития миротворческого потенциала, учреждён институт Специального представителя Генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества – по этому поводу подписано отдельное Решение СКБ. Утверждён план оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными вооружением, военной и специальной техникой и средствами. Среди подписанных по итогам сессии документов – Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск (Коллективных сил) ОДКБ.
Ранее заместитель председателя правительства России Юрий Борисов заявлял, что в рамках Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ необходимо «не раскачиваться», а приступить к реализации данного плана: «К этому нас подталкивает напряженная обстановка в Центральноазиатском регионе. Риск массового исхода беженцев из Афганистана в сопредельные государства вырос. Государства, входящие в состав Организации Договора о коллективной безопасности, располагают достаточными ресурсами, чтобы не позволить террористам под видом беженцев проникнуть на территории соседних с Афганистаном стран».
В этой связи, следует отметить и регулярный характер военных тренировок. Так, в завершившихся 16 сентября учениях «Запад-2021», проходивших на полигонах России и Белоруссии, принимало участие около 2500 российских и до 50 казахстанских военнослужащих из состава КСОР ОДКБ. Об «антитеррористическом» векторе деятельности Организации свидетельствует и характер очередных учений «Рубеж-2021», состоявшихся в начале сентября на полигоне «Эдельвейс» в Иссык-Кульской области Кыргызстана. Декларируемые цели мероприятия – отработка способов ликвидации вторгшихся на территорию государства – члена ОДКБ незаконных вооружённых формирований, а также повышение слаженности подразделений Коллективных Сил быстрого реагирования (КБСР) Центральноазиатского региона при выполнении задач в ходе совместной операции. Как заметил начальник объединённого штаба ОДКБ Анатолий Сидоров, «наша цель – быть готовыми к любому развитию ситуации. По этой причине мы выбрали соответствующую цель для учения – борьба с террористической угрозой. Мы учли, что есть проблема на границе между нашими странами и Афганистаном, а там ситуация нестабильная».
При необходимости, по решению СКБ, КСБР могут быть применены на территории Таджикистана. И хотя пока такой необходимости вроде бы нет, необходимо готовиться ко всем возможным вариантам, не в последнюю очередь – совершенствуя правовые механизмы деятельности ОДКБ и предпринимая более активные шаги в сфере военно-технической кооперации. В частности, обсуждается идея проведения в формате Организации специализированного военно-технического форума.
С учётом перехода председательства в ОДКБ в 2021-2022 гг. к Республике Армения, глава правительства этой страны Никол Пашинян рассказал в общих словах о приоритетах Еревана в сфере коллективной безопасности. Правда, в условиях глубокого кризиса, переживаемого Арменией после проигранной карабахской войны, эффективная координация действующими армянскими властями (и, в частности, персонами, подобными замеченному в Душанбе верному «соросовцу», секретарю Совета Безопасности Армену Григоряну) деятельности в рамках ОДКБ – вопрос далеко не очевидный. Возможно, и здесь – как и в вопросе охраны границ Армении и частичного восстановления военной организации – основную работу придётся выполнять российской стороне. В любой конфликтной ситуации с Азербайджаном Пашинян апеллирует к России, замечает политический обозреватель Айк Халатян, так что «создаётся впечатление, что армянский премьер пытается переложить ответственность на Москву».
Впрочем, этим проблемы региона ОДКБ не исчерпываются. После недавней серии приграничных конфликтов по-прежнему оставляют делать лучшего отношения между Бишкеком и Душанбе. Исповедуемая некоторыми партнёрами Москвы внешнеполитическая «многовекторность» не может не сказываться на уровне взаимного доверия в рамках организации. В качестве характерного примера можно упомянуть августовский репортаж телеканала «Звезда», в котором упоминалось о невыполнении властями Казахстана обещаний закрыть биологические лаборатории Пентагона на территории республики. Деятельность этих объектов вызывает растущую обеспокоенность широкой общественности, и едва ли случайно в Душанбе было принято решение о создании Координационного совета уполномоченных органов по вопросам биологической безопасности. По сообщению пресс-службы СБ РФ, совет «займётся анализом ситуации, связанной с обеспечением биологической безопасности в государствах – членах ОДКБ, организацией обмена опытом, подготовкой рекомендаций по формированию и развитию скоординированной деятельности в данной сфере».
Наконец, некоторые вопросы вызвал недавний приезд в Казахстан главы CENTCOM Кеннета Маккензи, рассматриваемый некоторыми наблюдателями в качестве попытки удержать контроль над регионом после (частичного, на наш взгляд – Прим. авт.) выхода американцев из Афганистана. Характерно, что помимо встречи с министром обороны Муратом Бектановым, господин Маккензи поучаствовал в совместном заседании начальников Генеральных штабов входящих в ОДКБ и ШОС стран Южной и Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.
Таким образом, актуальная «повестка дня» в рамках ОДКБ одним только Афганистаном не ограничивается, предполагая постоянную и системную работу, диктуемую общими интересами, и с незримым присутствием внешних интересантов – тех, кто «уходя», в действительности никуда не уходит.