Сирия: шаткое перемирие в Дера`a и борьба за племена в Идлибе
Турция интенсифицирует поддержку «оппозиционеров» и боевиков
Рано утром 11 сентября в приграничную с Сирией провинцию Хатай прибыли министр обороны Турции Хулуси Акар, начальник генерального штаба Яшар Гюлер и командующий сухопутными войсками генерал Муса Авсевер, отправившиеся в зону операции «Весенний щит» в провинции Идлиб, где действует 6-й корпус турецкой армии. «Мы соблюдаем договоренности, достигнутые нами с Россией по Идлибу, осознаём свою ответственность, и ждем того же от наших союзников», – заявил глава военного ведомства, жёстко отреагировав на гибель на северо-западе Сирии двух турецких военнослужащих. По утверждению Yeni Safak, за нападением стоят боевики запрещённой в Турции «Рабочей партии Курдистана».
Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров в очередной раз напомнил о том, что единственный способ решить ситуацию с Идлибом в соответствии с резолюцией 2254 –
«…это для наших турецких коллег завершить выполнение тех договоренностей, которые были достигнуты между президентами Путиным и Эрдоганом уже пару с лишним лет назад и которые предполагают отмежевание нормальной, вменяемой оппозиции от террористов, прежде всего от [запрещённой в России] “Хайат Тахрир аш-Шам”. Этот процесс был начат, но он далеко не завершен, там еще много предстоит сделать…Мы постоянно с нашими турецкими коллегами об этом говорим по линии военных, в том числе предлагаем конкретные пути, которые помогут нам оказать содействие турецким партнерам в реализации договоренностей двух президентов. Работа идет, она, к сожалению, далеко не завершена».
Обращает на себя внимание информация о почти двукратном увеличении группировки подлодок ВМФ России в Средиземном море: в частности, субмарины с ракетами «Калибр-ПЛ» на борту останутся в составе Постоянного оперативного командования на неопределенное время.
…К Идлибу мы ещё вернёмся, а тем временем министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу не исключил вероятности встречи глав разведывательных служб Турции и Сирии. Последовательное неприятие Анкарой «режима Асада» в Дамаске, как видно, подобного рода контактам не мешает, ибо Турция и Сирия в настоящее время «находятся на одной странице в отношении сепаратистской повестки РПК». Чавушоглу отметил, что «сотрудникам разведки естественно оставаться на связи при любых обстоятельствах». Кроме того, глава турецкой дипломатии намекнул на необходимость сворачивания американского военного присутствия в Сирии, поближе к её энергетическим ресурсам: «США не имеют границ с Сирией и не были приглашены в качестве иностранной силы». Некоторые боевики запрещённой в России группировки «Исламское Государство» были переведены в Афганистан из Сирии американцами, добавил М. Чавушоглу, и здесь чувствуется некоторая тревога за будущее предполагаемой турецкой миссии в аэропорту Кабула.
Одновременно в тот же день, 8 сентября, официальный представитель внешнеполитического ведомства Танжу Бильгич выразил обеспокоенность по поводу атак «режима Асада» на район Дара`а аль-Балад на юго-западе Сирии. Также он опроверг утверждения о том, что Турция якобы согласилась на приём прибывающих из Сирии «гражданских лиц» по результатам посредничества между противоборствующими сторонами. В Анкаре ожидают, что вступившее в силу 6 сентября соглашение о прекращении огня на этот раз будет «постоянным», и «бесчеловечное обращение с народом Дара`а прекратится».
Между тем, более 400 боевиков на юге Сирии согласились сложить оружие на условиях правительства (сделать это до 10:00 – в противном случае сирийское командование заявляло о возобновлении военных действий). Их примеру последовали 24 военнослужащих, нарушивших порядок службы в центральном районе города Дера`а. По состоянию на 6 сентября в специальном центре примирения всего было сдано 105 единиц оружия. Через два дня части сирийской армии вошли в этот последний оплот «повстанческих» банд. Приступив к зачистке и обыску домов в жилых кварталах в поисках оружия и проверки на предмет установленных самодельных взрывных устройств. Непримиримые боевики, отказавшиеся (вместе с членами семей) «взять билет» на «зелёные автобусы» в Идлиб, укрепляют свои позиции в районе Аль-Сед и в местном палестинском лагере. В результате взрыва на дороге между поселениями Нафиа и Айн Закар погибли семь сирийских военных, еще трое пострадали, сообщил РИА Новости источник в органах безопасности.
Тем не менее, процесс сдачи оружия продолжается. По информации ЦПВС, по состоянию на 9 сентября «сдано более 300 единиц стрелкового оружия: минометы, станковые гранатометы».
В этот же день в пустынном районе близ Пальмиры (провинция Хомс) в результате подрыва воинской колонны погиб военнослужащий ВС России, 45-летний полковник родом из Новосибирска Алексей Шнайдер. Трагический инцидент имел место во время рекогносцировки маршрута для доставки гуманитарной помощи.
На следующий день, по информации источника агентства Красная Весна, самолёты ВКС России «нанесли удары по местам дислокации террористических группировок в районе Джебель Аз-Завия на юге провинции Идлиб и у города Марат Мисрин на севере». В результате ударов были уничтожены пять штабов запрещённой в России группировки «Хурас ад-Дин» и находившиеся на объектах склады оружия и боеприпасов; более 30 террористов ранены или убиты.
Один из предводителей «сирийской свободной армии» некто Самех Набиль ожидает, что после урегулирования ситуации на юге Сирии силы «режима» могут направиться в сторону Джебель-аз-Завия на юге Идлиба, однако «[боевики] приготовились к такой возможности и разработали соответствующие военные планы». При этом, по его мнению, Турция «сидит сложа руки», пассивно наблюдая, как «российские самолеты бомбардируют города Джебель-аз-Завия вблизи позиций турецкой армии». В свою очередь, представитель «Фронта национального освобождения» некто Наджи Абу Худхайфа говорит о якобы «ответных» атаках «нескольких позиций режима в Саракибе», добавив: «Мы заявили о полной готовности противостоять любой военной операции со стороны режима, и мы следим за передвижениями сил режима на линиях соприкосновения». Аналогичной тактики придерживаются боевики «ХТШ», и совершенно очевидно, что оперативная обстановка в этой части страны будет и далее накаляться.
9 сентября пять действующих на севере Сирии протурецких банд т.н. «сирийской национальной армии» объявили об очередном «объединении» в «Сирийский фронт освобождения» общей численностью до 20 тысяч боевиков под командованием некоего Мутасима Аббаса. В «торжественной церемонии» в центре оккупированного Эль-Баба приняли участие боевики «дивизии Хамзы», «дивизии Мутасима» и «дивизии Султана Сулеймана шаха», а также «20-й дивизии» и «бригады Северных соколов». Одновременно в Анкаре министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу встретился с главами Национальной коалиции сирийской оппозиции (Салем аль-Меслет); оппозиционного переговорного комитета (Анас аль-Абде) и «временного правительства» Сирии (Абдуррахман Мустафа), выразив им полную поддержку.
* * *
Как пишет Al Monitor, контролирующая «Большой Идлиб» группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» активно работает над привлечением на свою сторону местных кланов и племён. Так, 3 сентября в Идлибе прошло собрание клана аль-Босрайя, входящего в разделённое как территориально, так и политически племя аль-Укайдат. Будучи расселены в провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор, Ракка, Хасеке и др., разные кланы этого и других племён связаны с властями Дамаска, «Сирийскими Демократическими Силами», либо же с протурецкой «сирийской национальной армией». Соответственно, главари «ХТШ» добиваются лояльности «соплеменников», проживающих в районах ее контроля. Как следует из некоторых заявлений, прозвучавших в ходе вышеупомянутого собрания, до некоторой степени им это удаётся. Так, один из представителей племени аль-Укайдат, Абу Халед, вознёс хвалу «капитану нашего корабля», «шейху» Абу Мухаммеду аль-Джуляни, который «поднял арабское исламское знамя и создал поколение героических моджахедов, стоящих на рубежах славы и достоинства».
Видимо, иначе и быть не могло: по словам одного из источников Al Monitor, организованный кланом аль-Босрайя племенной «форум» был поддержан «ХТШ», озабоченного делами арабских племен. Главари этой группировки и связанного с нею «правительства спасения» в большом количестве приняли в нём участие. Ранее, в конце августа, свою первую конференцию в Идлибе провело арабское племя Бакара, объявив в создании «шуры» (совет). Скорее всего, речь идёт о новой форме разделения внутри племени, кланы которого распределены по многим провинциям и, контролируемым противостоящими силами. Главой «шуры», также поддержанной «ХТШ», был избран шейх Юсеф Арбаш, а его заместителями – Асад Исса аль-Шейх и Асад аль-Али. Многие представители племён Бакара и аль-Укайдат встали под знамёна «ХТШ». Среди них – некто Джихад Исса аль-Шейх, близкий Джуляни и являющийся сотрудником «отдела по связям с общественностью» террористической группировки. Сближаясь с арабскими племенами, «ХТШ» стремится расширить свою власть в Идлибе, вербуя пополнение в ряды боевиков.