«Самолёт феноменальный, но нормально не летает». Найдена ещё одна фатальная проблема Ф-35, с которой он даже «стелсом» называться не может
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>"Самолёт феноменальный, но нормально не летает". Найдена ещё одна фатальная проблема Ф-35, с которой он даже "стелсом" называться не может993 прочтенияСегодняНа Западе не устают петь дифирамбы Ф-35 с одной стороны, и безжалостно критиковать с другой. И обе эти позиции, как это ни странно, имеют право на существование. Фото ВВС СШАНа Западе не устают петь дифирамбы Ф-35 с одной стороны, и безжалостно критиковать с другой. И обе эти позиции, как это ни странно, имеют право на существование. Фото ВВС США
Накануне одно популярное военное издание в своей соцсети сообщило о том, что на резервных стоянках самолётов, связанных с Локхид Мартин на сегодняшний день скопилось уже более 160 многоцелевых "стелс-самолётов". Это более 16 процентов от общего вала Ф-35, созданных за без малого 20 лет серийного производства "пингвина". Такого количества рекламаций ещё толком не воевавшей машины история авиастроения пожалуй не помнит. Разработчики из Локхида оправдываются тем, что самолёт дескать новый, представляет собой новое слово в развитие боевой авиации и всё ещё лечится от болезней роста. Их критики, в том числе и весьма высокопоставленные, отвечают, что ещё не так давно в таком возрасте самолёты уже безнадёжно устаревали, и менялось целое авиационное поколение, а то и два. Да и лечение выходит слишком дорогим. Один пакет гаек за 80000 долларов чего стоит.
Кто из них ближе к истине, пока не совсем понятно, но в качестве ближайшего примера можно привести судьбу несчастного мегадорогого Ф-22 "Раптора", так и не сумевшего уничтожить ничего более существенного, чем воздушный шар. Ему тоже выделяли немало авансов, да и летал он получше злосчастного "пингвина". А уж какими заливистыми руладами пели американские пропагандисты и маркетологи, описывая его, "как лучший истребитель в мире". А получился типичный "белый слон", которого списывать жалко, а содержать дальше — дорого.
У Ф-22 есть два качества, которые выделяют его от всей остальной массы реактивных истребителей. Он самый дорогой и при этом самый миролюбивый воздушный боец в истории авиации. Фото ВВС СШАУ Ф-22 есть два качества, которые выделяют его от всей остальной массы реактивных истребителей. Он самый дорогой и при этом самый миролюбивый воздушный боец в истории авиации. Фото ВВС США
Проблема ещё и в том, что и его, можно сказать, преемник, Ф-35 страдает теми же самыми системными недостатками:
"F-35 был разработан почти 25 лет назад, когда требования к ряду его параметров были намного скромнее. Сейчас его планер уже не способен вмещать целый ряд новых систем, он и без того забит под завязку. Этот феноменальный самолёт очень ждут в ВВС, ВМС, Корпусе морской пехоты и 18 странах. Союзники и партнеры рассчитывают на то, что F-35 возьмет на себя множество функций, от экзотической радиоэлектронной борьбы до работы с беспилотниками. Но эти передовые миссии находятся под угрозой, если Объединенный программный офис F-35 не найдет быстрое решение проблемы системы охлаждения F-35",-пишет известное американское общественно-политическое издание, невольно выдавая секрет очередной фатальной проблемы "пингвина" и фактически полностью обнуляя весь модный и актуальный концепт, в котором собственно и создавалась нынешняя "Молния-2".
Проблемы с F-35А ещё пустяки. Гораздо хуже всё обстоит у F-35В (вертикальный взлет) и F-35С (палубный). Там боеготовность парка машин не дотягивает даже до 20%. Фото Локхид.Проблемы с F-35А ещё пустяки. Гораздо хуже всё обстоит у F-35В (вертикальный взлет) и F-35С (палубный). Там боеготовность парка машин не дотягивает даже до 20%. Фото Локхид.
Проблема охлаждения самолёта появилась прямо с первых дней его эксплуатации. Но тогда за эйфорией никто не придал этому значения. Однако. со временем, по мере модернизации машины и усложнения её цифрового содержимого, этот недостаток всё больше не давал о себе знать. В передней части Ф-35 находится внушительный блок процессоров, чувствительные датчики, компоненты радаров, системы радиоэлектронной борьбы и другое оборудование для выполнения задач и связи. Все это делает F-35 достаточно мощным информационным центром, фактически летающим штабом, если системы не подвергаются перегреву. А они нагреваются и выделяют тепла в два раза больше, чем предполагалось в начальном проекте.
"Первоначально предполагалось, что система F-35 будет выделять около 15 киловатт тепла, из-за работы бортовых систем. Сегодня F-35 вырабатывают около 30 киловатт. Чтобы компенсировать такую теплоотдачу, F-35 вытягивает больше стравливаемого воздуха под высоким давлением из своего двигателя. Это частично работает, но также приводит к большему износу силовой установки, что со временем увеличивает затраты на техническое обслуживание. Кроме того, самолёт перестает быть малозаметным",-пишет ещё один авиаэксперт из США Кэлли Грант, утверждая, что на полное устранение этого дефекта уйдет не менее четырех лет и около 16 миллиардов долларов. Он указывает, что пока "пингвины" не имеют серьезного противодействия в воздухе, это терпимо, но при встрече с технологически сопоставимым неприятелем, Ф-35 могут и не оправдать надежд.
Помимо прочих функций, Ф-35 планируется как основной носитель тактического ядерного оружия США. Но к этой ответственной миссии он пока совершенно не готов. Фото ВВС СШАПомимо прочих функций, Ф-35 планируется как основной носитель тактического ядерного оружия США. Но к этой ответственной миссии он пока совершенно не готов. Фото ВВС США
Вот такие серые будни у "феноменального самолёта". Я думаю, 16 миллиардов, конечно, на это богоугодное дело изыщут. А потом ещё на какую-нибудь системную проблему, которые тоже никуда не девались. А потом всё внимание на себя переключит какой-нибудь другой "супер-пупер" самолёт, и о "Молнии-2" забудут также, как и сейчас потихоньку забывают о "Рапторе". Только за этот год в утиль было бесславно отправлено не менее трёх десятков Ф-22 первых модификаций. И у тех, кто годами втюхивал, что это лучший на планете истребитель, наверняка даже ничего не шевельнулось в душе. Приглашаем всех друзей Зелёного края посетить наш новый Телеграм-канал (переходите по синей ссылке). Там, помимо материалов, которые мы не можем размещать на ДЗЕНЕ есть актуальные военные видео, нескучная аналитика и аудиоверсии наших статей. Это интересно! Заходите.