Самолёт, не давший миру сползти в ядерную пропасть. Десять лет назад последний МиГ-25 был снят с вооружения российских ВВС.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Самолёт, не давший миру сползти в ядерную пропасть. Десять лет назад последний МиГ-25 был снят с вооружения российских ВВС.2396 прочтенийВчераМиГ-25 на авиабазе "Каиро-Уэст" в 1971 году. Фото Egypt TodayМиГ-25 на авиабазе "Каиро-Уэст" в 1971 году. Фото Egypt Today
В марте 1971 года в столичный аэропорт Египта "Каиро-Уэст", точнее, в ту его часть, где базировались элитные силы египетских ВВС, секретным порядком прибыли четыре новеньких истребителя очень непривычной для тех лет формы. На базе моментально был установлен высший уровень доступа, но информация от египетских партнёров лилась хуже чем из старого дуршлага. И уже через пару суток весь Магриб и Ближний Восток знали, что русские привезли свою новую игрушку, поступившую на вооружение всего за год до этого. Впрочем, от этих знаний всем было ни горячо и не холодно. По тем временам этот мощнейший самолёт обладал, что называется, сверхвозможностями, находящимися вне компетенции израильской авиации, а тем более ПВО. Он разительно отличался от всего того, что поставлялось из СССР на Ближний Восток до этого. МиГ-25 был больше МиГ-21 почти в четыре раза, а его динамический потолок и скорость ещё долгое время являлись а местами и остаются абсолютно рекордными для серийных летательных аппаратов типа истребитель или перехватчик.
Красивое. МиГ-25 над египетскими пирамидами. Фото Egypt TodayКрасивое. МиГ-25 над египетскими пирамидами. Фото Egypt Today
Планомерные облёты израильской территории начались в ноябре 1971 года и израильтяне моментально почувствовали, как сменилась оперативная обстановка в их небе. На первом же боевом задании "мигари" пролетели почти вдоль всего израильско-синайского побережья от Акко до Суэцкого канала, и вызвали яростный, но совершенно бесполезный вал зенитных ракет "Хок" которые за "Фоксбатом" (натовская классификация МиГ-25) не могли угнаться даже по физическим принципам. Летчики на израильских "Миражах" и "Фантомах" рассказывали, что запускали десятки боеприпасов класса "воздух-воздух", но и те не поспевали за стремительным советским разведчиком. Через полгода после появления МиГ-25 в Тель-Авиве уже знали, что помимо разведывательных функций МиГ-25Р вполне мог сбросить термоустойчивую бомбу и перехватить его не было никакой возможности. Считается, что в ходе войны Судного дня, когда мир фактически находился в шаге от очередного применения ядерного оружия, на этот раз израильского, именно пролёты над еврейской столицей пары МиГ-25 удержали израильских генералов от безответственного поступка.
Первое время МиГ-25 летали с египетскими опознавательными знаками, хотя никакого отношения к Египту так и не имели до самого конца миссии. Фото Аль-ВатанПервое время МиГ-25 летали с египетскими опознавательными знаками, хотя никакого отношения к Египту так и не имели до самого конца миссии. Фото Аль-Ватан
Подобная ситуация повторилась в Индии, в мае 1997 года. Когда Пакистан стоял на пороге решения об ударе по приграничным провинциям Индии, пара МиГ-25 индийских ВВС так громко прошлась над столицей Пакистана Исламабадом, что на целых два года поставило индо-пакистанский конфликт на паузу. Так что, впору давать нашему "двадцать пятому" звание главного миротворца, что для оружейных систем не очень-то и привычно. Появление МиГ-25 повлияло не только на геополитику, но и на развитие всей авиационной отрасли, как у нас, так и у наших конкурентов:
"Очевидная неуязвимость МиГ-25 подстегнула американские усилия по созданию жизнеспособного истребителя, способного противостоять ему, что привело к серьезным изменениям в требованиях к летно-техническим характеристикам преемника F-4, который был принят на вооружение в 1975 году как F-15. Это также подстегнуло усилия по развертыванию более мощного класса ракет класса «воздух-воздух» для существующих и будущих истребителей, с этой целью был начат проект Distant Thunder, но в конечном итоге не увенчался успехом".
Су-30МКИ и МиГ-25 ВВС Индии. МиГ-25 был официально выведен за штат индийских ВВС в 2006 году. Самолёты индийцы очень любили и устроили им торжественные и трогательные проводы. Фото АНИСу-30МКИ и МиГ-25 ВВС Индии. МиГ-25 был официально выведен за штат индийских ВВС в 2006 году. Самолёты индийцы очень любили и устроили им торжественные и трогательные проводы. Фото АНИ
Последний свой успех в качестве перехватчика МиГ-25 отпраздновал в 2016 году, когда "Фоксбат" ВВС Сирии сбил знаменитый американский беспилотник MQ-1 Predator. Десять лет назад последний экземпляр МиГ-25 торжественно проводили на пенсию из российских ВКС. За полвека безупречной службы он не так много воевал, зато внёс неоценимый вклад в дело сохранения хрупкого мира во всем мире. Приглашаем всех друзей Зелёного края посетить наш новый Телеграм-канал (переходите по синей ссылке). Там, помимо материалов, которые мы не можем размещать на ДЗЕНЕ есть ещё и аудиоверсии наших статей. Это интересно! Заходите.