Честные люди платят за мошенников. Сравнил наш и европейский подходы к повышению НДС

У нас объявляют о повышении НДС с 20% до 22% «ради безопасности», а в Европе тихо сворачивают с этой проторенной дороги. Я уже показывал в одной из предыдущих статей европейские ставки: 27% у венгров, 25,5% у финнов, по 25% у норвежцев, шведов и датчан, по 23% у поляков и португальцев… Но копнул глубже тему, и всё оказалось куда сложнее и одновременно интереснее.

Идея повышения налогов проста, как дважды-два: когда бюджет трещит по швам, нужно просто увеличить сбор с потребления. Люди же не могут не есть, не одеваться, не кататься на автомобилях? Хочешь, не хочешь, а на кассе рассчитаешься. Хоть своими деньгами плати, хоть кредитными, но на надпись «в том числе НДС» любуйся, мил человек. Иначе не бывает.

Но зарубежный опыт последних лет показывает, что эта простота обманчива. И то, что кажется быстрым способом решить все проблемы, на деле лишь признание неумения искать другие пути. Пока мы наступаем на грабли пошлых лет, европейцы учатся работать с главной причиной дыр в бюджете — налоговыми мошенниками. У нас такие тоже есть, Блиновской привет, но сегодня не о ней.

Как работают карусельные мошенники в европейских странах

А они ни разу не изобретательны, доложу я вам! Вот такая схема, простая как три копейки. Очень упрощенно:

  1. Фирма-однодневка А в стране сообщества, например, в Польше, покупает товар (скажем, сапоги или телевизоры) у поставщика из другой страны сообщества (например, из Германии). По правилам ЕС, при трансграничных поставках внутри союза НДС не уплачивается (ставка 0%). Немецкий поставщик честно выставляет счет с нулевым НДС.
  2. Фирма A продает эти товары реальной компании Б у себя в Польше. Раз продажа внутри страны, фирма А должна начислить и уплатить польский НДС (23%) в бюджет.
  3. Но! Вместо уплаты налога, фирма А, которая является подставной фирмой-однодневкой, исчезает вместе с деньгами. В бюджет не поступает ничего.
  4. Фирма Б, честно купившая товар и заплатившая за него НДС, теперь имеет право на налоговый вычет. Она подает в налоговую заявление на возмещение этого НДС из бюджета.
  5. Налоговая, видя, что все документы в порядке (товар был импортирован, а затем продан на внутреннем рынке), возвращает фирме Б уплаченный НДС из казны.

5 шагов, из-за которых бюджет теряет деньги: он выплатил возмещение, но не получил НДС от первоначального продавца-«призрака». Карусельщики подсчитывают барыши. Разница между суммой, которую они не уплатили в бюджет, и стоимостью товара — их доход.

Почему ндс-ных мошенников называют карусельными (carousel fraud)? Такая схема может крутиться многократно даже без смены товара. Одни и те же грабли, сапоги или телевизоры кочуют между фирмами-однодневками, на каждом витке вымывая из бюджета все новые суммы.

У нас тоже полно новостей о необоснованном возврате НДС и его последствиях. И какую не открою, сплошь — «крупный размер», «особо крупный размер». И практически все раскаиваются и платят, как только их прижмут.

Что делают в Европе?

Да, средние стандартные ставки НДС у них тоже высокие. В 2025 году — 21,2% по еврозоне и 22,7% по всему сообществу. Есть и страны-рекордсмены вроде Венгрии с 27% или Хорватии с 25%, которым не стыдно было повышать налог при довольно низком уровне жизни. Однако ключевой тренд последних лет не в погоне за процентами, а в цифровизации и адресности. Проще говоря, чтобы собрать больше, не повышая ставок.

Еврокомиссия запустила масштабную реформу «VAT in the Digital Age» (в переводе — НДС в цифровую эпоху). Ее цель — не поднять налог, а кардинально повысить собираемость. Они ввели единую систему цифровой отчетности в реальном времени на основе электронных счетов-фактур для трансграничной торговли. Это прямой удар по хитрецам, у которых товар пересекает границы несколько раз, а НДС оседает в карманах карусельных мошенников.

По оценкам местных экономистов, только эта мера позволит вернуть в бюджеты стран сообщества до 11 миллиардов евро ежегодно! А параллельно сократить административные издержки бизнеса на 4,1 миллиарда. Вместо того чтобы закручивать гайки для всех, Европа точечно бьет по нелегальным схемам. И это приносит деньги.

А еще европейцы ведут тонкую работу с пониженными ставками. Да, сниженные ставки есть не везде, но их задача — не просто «сделать дешевле», а стимулировать правильные сектора экономики. Я видел примеры в том числе и временного снижения, чтобы поддержать потребление. На топливо, на еду. Там ведь никто не закрывает глаза на надпись в чеке и не кричит, что НДС — налог на бизнес, а обычные люди вообще никаким боком к нему не относятся.

А что делаем мы? Как всегда — идем другим путем

С 1 января 2026 года стандартная ставка поднимется до 22%. Льготная ставка в 10% сохранится для социально значимых товаров, но это слабое утешение. Во-первых, в стране, где треть потребления семей приходится на продукты питания, даже 10% на отдельные продукты — слишком много.

Во-вторых, а где гарантия, что вслед за основной ставкой не поднимут и льготные? Мы совсем недавно слышали, что до 2030 года налоговую систему трогать не будут. А потом налог на прибыль подняли, прогрессивную шкалу подоходного расширили, а теперь и до НДС добрались. Самозанятым приготовиться.

Вместо того, чтобы собирать налоги как положено и не допускать необоснованных обогащений за счет бюджета, мы повышаем налог для всех честных людей. Чтобы на «в том числе НДС 22%» в каждом чеке любовался и предприниматель Смирнов с ежемесячным доходом свыше 5 млн рублей, и бабушка из соседней квартиры с пенсией 20 тысяч.

Ну-ка, давайте 22% от 20 тысяч отнимем? 15600 остается. Знаю, что вы сейчас скажете — бабушка муку да картошку покупает, по ним ставка 10%. И что, это нормально? Наши бабушки должны и колбасой с икоркой себя баловать, и в отпуск ездить, а не на сотках все лето слизней собирать.

Европейцы работают с причиной дыр в бюджете, а мы латаем последствия. Они на цифровые отчеты в реальном времени (ViDA) перешли, чтобы усложнить жизнь мошенникам. Налоговые органы видят цепочку сделок моментально и могут заблокировать подозрительную операцию до того, как бюджет выплатит возмещение. А мы только хвастаемся, какое всё вокруг цифровизованное. Может, и всё, да не то, что надо. Напомню, Европа остановилась на среднем НДС 21,2% по еврозоне. А мы этот уровень в 2026 году перешагнем.

Что будет и в каком объеме после повышения — распишу в другой раз. Если коротко, то прямым вкладом в рост цен последствия не ограничатся. Бюджет свои триллионы получит обязательно, но какой ценой? Ценой сокращения потребления, замедления экономического роста и нового витка инфляции.