«Яндекс» прет, как танк. Полный разбор отчета за III квартал
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>"Яндекс" прет, как танк. Полный разбор отчета за III квартал679 прочтенийВчера
Во вторник 29 октября "Яндекс" представил отчетность по МСФО за III квартал и 9 месяцев 2024 года. Показатели вышли сильными. Уверенный рост по всем направлениям продолжается, а маржинальность бизнеса увеличивается. Для начала посмотрим общие цифры.
III квартал:
Выручка: 276,8 млрд (+36%)
▪️ Скорр. EBITDA: 54,7 млрд (+66%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 19,8% (годом ранее – 16,1%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 25,1 млрд (+118%)
9 месяцев:
▪️ Выручка: 754,4 млрд (+37%)
▪️ Скорр. EBITDA: 139,9 млрд (+71%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 18,5% (годом ранее – 14,9%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 69,6 млрд (+98%)
Компания сохраняет годовой прогноз по росту выручки на 38-40%, а также цель по EBITDA в 170-175 млрд рублей. Впрочем, на мой взгляд, прогноз по EBITDA является слишком консервативным и "Яндекс" вполне может выйти на 190 млрд., если рентабельность продолжит улучшаться.
Необходимо отметить продолжение роста количества персонала. Теперь в компании работает 28 тыс. сотрудников, что на 15% больше, чем годом ранее.
Переходим к сегментам.
Поиск и портал
III квартал:
▪️ Выручка: 113,9 млрд (+26%)
▪️ Скорр. EBITDA: 58,4 млрд (+24%)
▪️ Рентабельность EBITDA: 51,3% (год назад – 51,9%)
9 месяцев:
▪️ Выручка: 310,9 млрд (+31%)
▪️ Скорр. EBITDA: 155 млрд (+26%)
▪️ Рентабельность EBITDA: 49,9% (год назад – 51,9%)
Несмотря на зрелось сегмента здесь мы до сих пор наблюдаем высокие темпы роста. Причем все это происходит на высокой базе. Поскольку сегмент уже давно является прибыльным, здесь, в отличие от других, имеется прямая корреляция: больше выручки – больше прибыли. Да, есть некоторое замедление темпов роста, но это абсолютно нормально. Но еще несколько лет "Поиск и портал" в состоянии расти двузначными темпами.
Причем рост является интенсивным и связан с улучшением работы сервисов. Так, доля "Яндекса" в общем количестве поисковых запросов достигла 65,5%, что является рекордом за все время. Яндекс.Браузер и вовсе впервые обошел Google Chrome. Все это напрямую конвертируется в рост рекламной выручки. Например, доля рекламных доходов только в Поиске составляет 39%. Сейчас "Яндекс" активно развивает новые рекламные направления. Например, 67% составил рост рекламной выручки через мобильные приложения.
Электронная коммерция, райдтех и доставка
"Яндекс" впервые отдельно раскрыл EBITDA каждого из трех составляющих данного сегмента. Поэтому цифры рассмотрим конкретно по ним.
Райдтех (III квартал/9 месяцев)
▪️ GMV: 380,6 млрд (+27%) / 1,052 трлн (+35%)
▪️ Выручка: 59,4 млрд (+32%) / 161,2 млрд (+39%)
▪️ Скорр. EBITDA: 20,2 млрд (+46%) / 58 млрд (+72%)
▪️ Рент. EBITDA (от GMV): 5,3% (+0,7 п.п) / 5,5% (+1,2 п.п)
Подсегмент Райдтех благодаря Яндекс.Такси является прибыльным с конца 2018 года. Рост стоимости на услуги такси приводит к росту выручки. Но увеличивается также и пользовательская база (49,6 млн MAU, + 15%). В "Райдтехе" также как и в сегменте "Поиск и портал" рост выручки напрямую коррелирует с ростом EBITDA, рентабельность которой вышла на устойчивые >5% от GMV. Темпы роста хоть и замедляются, но подобное происходит на фоне начинающейся высокой базы.
Электронная коммерция (III квартал/9 месяцев)
▪️ GMV: 235,8 млрд (+51%) / 654,3 млрд (+49%)
▪️ Выручка: 77,4 млрд (+45%) / 213,4 млрд (+39%)
▪️ Скорр. EBITDA: -14,7 млрд (+8%) / -38,7 млрд (+19%)
▪️ Рент. EBITDA (от GMV): -6,2% (+4 п.п.) / -5,9% (+4,9 п.п.)
С одной стороны, электронная коммерция, которая представлена не только Яндекс.Маркетом, но и Едой, Лавкой и Деливери, генерирует значительный убыток по EBITDA. С другой стороны, мы видим существенное улучшение рентабельности на 4-5 п.п. Подобное связано с тем, что Яндекс сосредоточился на развитии сервисов электронной коммерции в крупных городах, где высокая плотность населения и можно сэкономить на эффекте масштаба. Маркет по темпам роста уже проиграл Озону и Вайлдберриз. В компании это понимают и приняли решение конкурировать с двумя лидерами рынка на тех территориях, где есть экосистемное преимущество. Например, частота заказов на одного активного покупателя в Маркете выросла на 39%, а количество пользователей сервисов Лавка и Еда/Деливери выросло на 40% и 26% соответственно.
Пока сложно сказать, когда сегмент выйдет в прибыль. Но вряд ли в 2025 году. Если брать пример "Озона", то у него получилось показать положительную EBITDA при годовом GMV в 1,75 трлн рублей. "Яндексу" до этого еще очень далеко. Но в связи с вышеуказанным фактором хотя бы выйти в ноль компания, скорее всего, сможет и при меньшем показателе GMV. К тому же, здесь имеет место синергия с рентабельным рекламным сегментом. Доля рекламной выручки здесь уже составляет 5,8% от GMV, что лучше, чем у "Озона", а ее объем вырос в 2,5 раза за прошедший год.
Доставка и другие О2О сервисы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ GMV: 78,2 млрд (+60%) / 206 млрд (+63%)
▪️ Выручка: 18,7 млрд (+37%) / 52,9 млрд (+49%)
▪️ Скорр. EBITDA: -1,4 млрд (+39%) / -3,4 млрд (+56%)
▪️ Рент. EBITDA: -1,8% (+3 п.п) / -1,7% (+4,5 п.п.)
Данный подсегмент также генерирует отрицательную EBITDA, однако уже близок к точке безубыточности. За год серьезно улучшилась рентабельность и, вероятно, в 2025 году она выйдет в положительную зону. Доставка развивается по модели Такси, которая доказала свою эффективность. Но здесь подсегмент столько же EBITDA генерировать не будет. Однако в контексте развития всей экосистемы он, безусловно, является важным. Так, количество пользователей Доставки за год выросло на 33%.
Плюс и развлекательные сервисы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ Выручка: 23,7 млрд (+36%) / 66,3 млрд (+43%)
▪️ Скорр. EBITDA: 1,5 млрд (+45%) / 1,3 млрд (-51%)
▪️ Рент. EBITDA: 6,4% (+0,4 п.п.) / 1,9% (-3,8%)
Данный сегмент важен не столько с точки зрения финансовых показателей, сколько в качестве рекрутирования новых участников экосистемы "Яндекса". На конец третьего квартала число подписчиков Плюса составило уже 36,6 млн человек, что на 63% больше, чем годом ранее! Чтобы удержать действующих и привлечь новых подписчиков, "Яндекс" активно инвестирует в развлекательные проекты, начиная от Кинопоиска, заканчивая Музыкой. Отсюда и такие скачки по показателю EBITDA. Но главное – подписчики Плюса используют другие сервисы, внося вклад в рост их финансовых показателей. Например, более 70% в GMV электронной коммерции приходится именно на подписчиков.
Сегмент объявлений я пропущу. Традиционно в нем нет ничего интересного. А вот следующий рассмотреть имеет смысл.
Прочие бизнес-юниты и инициативы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ Выручка: 29 млрд (+65%) / 73,7 млрд (+64%)
▪️ Скорр. EBITDA: -10,8 млрд (+4%) / -34,2 млрд (-46%)
▪️ Рент. EBITDA: -37,3% (+26,9 п.п.) / -46,3% (+5,6 п.п.)
В данный сегмент "Яндекс" сгружает все перспективные, но в основном убыточные направления вроде облачных сервисов, финтеха, Алисы, беспилотников и т.д. В общем, те бизнесы, которые сейчас требуют больших инвестиций, но могут выстрелить в будущем.
Сразу бросается в глаза резкое улучшение показателя рентабельности EBITDA – в третьем квартале чуть ли не вдвое – а также очень высокие темпы роста выручки. Особой конкретики по направлениям "Яндекс" здесь не дает. Однако видно, что компания взяла курс на оптимизацию бизнес-процессов. К тому же, по мере развития бизнесов улучшается их экономика и частично начинают зарабатывать они уже сами.
—-
Необходимо отметить рост долговой нагрузки. На 30 сентября она составила 194 млрд рублей, увеличившись за квартал на 49 млрд и на 85 млрд за год. Учитывая рост кэша, чистый долг составляет 62,6 млрд, а ND/EBITDA – 0,36х, что выглядит абсолютно безопасно. Да и на процентные расходы "Яндекс" направляет немного – 7,9 млрд в третьем квартале и 23,8 млрд за прошедшие девять месяцев. Тем не менее, рост долговой нагрузки несколько удивляет, так как компания располагает достаточным денежным потоком, чтобы не прибегать к этому инструменту. Особенно по текущим ставкам.
В целом, отчетность "Яндекса" за III квартал подтвердила, что компания развивается уверенно и продолжает расти двузначными темпами. Несмотря на замедление роста некоторых сегментов рентабельность бизнеса улучшается. А дивиденды, которые по второму полугодию могут составить уже 100 рублей на акцию, являются приятным бонусом для акционеров.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Больше материалов на инвестиционном канале "Портфель Двинского". Авторский взгляд на фондовый рынок:
Портфель Двинскогоt.meНе забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!