Евразийская интеграция за неделю: главные события
На что следует обратить внимание в странах Евразийского экономического союза за прошедшую неделю? Данный обзор освещает наиболее резонансные события на пространстве ЕАЭС 20 – 26 сентября 2021 г.
Внешний контур ЕАЭС: Восток
В России готовятся к «историческому» визиту президента Узбекистана.
Россия и Узбекистан наращивают сотрудничество. На прошедшей неделе замглавы МИД России Андрей Руденко рассказал о подготовке к визиту президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Москву, который должен состояться до конца года. «Подготовлен очень серьезный пакет документов. В первую очередь в области торгово-экономического взаимодействия, но также и в других сферах, в том числе в оборонной», – сообщил Руденко, выразив надежду, что визит станет «исторической вехой» в отношениях двух стран.
Тем временем компания Roodell (официальный дилер автомобилей Lada, а также ряда других производителей в Узбекистане) сообщила, что в республике началось серийное производство автомобилей Lada Vesta SW и Lada Xray. Их сборка организована на автомобильном заводе ADM Jizzakh, расположенном в свободной экономической зоне «Джизак» в Джизакской области республики. Отмечается, что это сделает автомобили более доступными для потребителей, а также увеличит охват клиентов за счет участия в государственных закупках.
Кризис в Афгинистане продолжает создавать напряжение в Центральной Азии. Глава политического офиса движения «Талибан»* (террористическая организация, запрещенная в России), исполняющий обязанности замглавы правительства Афганистана Абдул Гани Барадар обвинил Таджикистан во вмешательстве во внутренние дела страны.
«Таджикистан вмешивается в наши дела, но на каждое действие есть противодействие», – заявил представитель боевиков.
Ранее президент Таджикистана Эмомали Рахмон на 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН заявил, что с приходом «Талибана»* (запрещено в России) к власти в Афганистане ситуация в регионе начала дестабилизироваться. «Афганистан вновь стоит на пути к тому, чтобы превратиться в площадку формирования международного терроризма», – заявил Рахмон.
Тем временем стало известно, что военнослужащие 201-й российской военной базы провели учения со стрельбами в Таджикистане на двух горных полигонах Ляур и Самбули в дневное и ночное время суток. В них приняли участие свыше 500 военнослужащих и около 80 единиц вооружения и военной техники.
О том, какую роль Россия и ОДКБ играют в защите Центральной Азии от угроз из Афганистана, читайте в материале «Евразия.Эксперт».
* Движение «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран
Внешний контур ЕАЭС: Запад
Польша усиливает военное присутствие на границе с Беларусью.
На прошедшей неделе министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский сообщил, что власти республики приняли решение укрепить охрану границы с Беларусью. Планируется разместить там дополнительные 500 военнослужащих и спецтехнику для борьбы с нелегальными мигрантами. В Варшаве заявили, что выросший поток нелегальных мигрантов – «организованная и целенаправленная акция Минска и Москвы» и пообещали защищать границу «с полной решимостью». Позже министр обороны страны Мариуш Блащак подтвердил озвученные летом планы закупить у США «двести пятьдесят современнейших танков» Abrams, которые будут дислоцироваться на востоке страны. О том, что стоит за закупкой американской бронетехники польскими войсками, читайте в материале «Евразия.Эксперт».
Тем временем польская погранслужба сообщила, что в приграничном районе с Беларусью были обнаружены тела трех человек. Накануне об обнаружении на границе с Польшей скончавшейся гражданки Ирака сообщила белорусская сторона, отметив «явные признаки перетаскивания тела из Польши в Беларусь». Для обеспечения прозрачности расследования на место инцидента были приглашены представители Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси и Международной организации по миграции.
Об отношении ЕС к миграционной ситуации на белорусской границе читайте в материале «Евразия.Эксперт».
24 сентября премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица заявила о том, что Кишинев надеется продлить контракт на поставку российского газа на прежних условиях. При этом власти республики полагают, что даже если и удастся договориться с «Газпромом», в стране все равно произойдет рост тарифов на газ из-за общемирового подъема цены на голубое топливо.
Так, согласно действующему договору с «Газпромом», в теплое время года цена на газ для Молдовы привязывается к текущим спотовым котировкам, а в холодное время года, на которое приходится 85% потребления газа в республике, – к «корзине нефтепродуктов», которые традиционно в 3-4 раза ниже по себестоимости. «Таким образом, в первом квартале 2021 года цена газа для Молдовы составила около $127 за тысячу кубометров, тогда как в четвертом, по базовым прогнозам, достигнет около $240», – подчеркнул глава компании «Молдовагаз» Вадим Чебан. Он отметил, что в связи с этим в сентябре при закупках газ действительно стоил около $500 за 1 тыс. куб. м. Однако в этом месяце газ в республике потребляется в объеме 30 млн куб. м, тогда как в январе и декабре – в объеме 180-190 млн куб. м.
О причинах роста газовых цен в Европе и о том, что может спасти ее в новом отопительном сезоне смотрите в видеоблоге ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
Внутри ЕАЭС: интеграция
Страны ЕАЭС разработали варианты совместных контрсанкций.
20 сентября вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко заявил, что главам государств-членов ЕАЭС внесут на рассмотрение политические и экономические формы совместного ответа на санкции западных стран. Он сообщил о наличии нескольких групп контрсанкций, которые могут быть приняты в будущем. «Первая группа – согласованные действия с учетом существующей нормативно-правовой базы ЕАЭС, вторая – то, что касается определенных политико-экономических форм наших ответных действий… И, соответственно, набор мер, которые мы можем реализовать путем корректировки нормативно-правовой базы ЕАЭС», – сообщил Петришенко.
Кроме того, 22 сентября председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович предложил инициировать разработку соглашения о единых подходах к контролю за товарами двойного и военного назначения в ЕАЭС. Новое соглашение поможет странам Союза выработать общие принципы и механизмы контроля внутри ЕАЭС за товарами военного и двойного назначения. Оно позволит сторонам иметь четкое понимание, в каком случае и как осуществляются проверки. Соответствующий доклад будет представлен на заседании Совета ЕЭК.
Тем временем Евразийский банк развития выдал казахстанской компании «Батыс транзит» кредит на строительство сетей освещения в республике. Стоимость проекта составит 4,6 млрд тенге ($10,8 млн) и затронет почти 150 км дорог. Это уже 4-й этап реализации данной инициативы, два предыдущих этапа также были реализованы при поддержке Банка.
На прошедшей неделе также стало известно, что Беларусь присоединится к проекту «Евразийский агроэкспресс». «Данный проект сейчас реализуется Российской Федерацией, но мы активно отрабатываем: заинтересованные компании в нашей стране, которые готовы включиться в этот процесс», – сообщил белорусский вице-премьер Петришенко.
Представитель Совмина уточнил, что это позволит республике организовывать продовольственные поставки в Китай и Узбекистан. При этом речь идет не только об экспорте продовольствия, но и об участии в логистической цепочке до КНР.
Кроме того, в октябре ЕЭК планирует утвердить перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов. Как пояснили в Комиссии, документ подготовлен с учетом растущего грузопотока между европейскими государствами и странами Юго-Восточной Азии, а также новых подходов к развитию контейнерных перевозок. В пятницу министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Темирбек Асанбеков также сообщил, что по инициативе российской стороны Совет Комиссии принял решение о создании «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза. Список таких сервисов будет включать цифровую карту и базу данных магистральных автомобильных дорог и инфраструктурных объектов, бронирование объектов придорожной инфраструктуры, бронирование очереди в автомобильном пункте пропуска, применение электронной международной транспортной накладной для железнодорожного и автомобильного транспорта, информационный обмен экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС с системами других стран.
Подготовил Александр Приходько