Юмор Меркель: смех до колик в животе

Юмор Меркель: смех до колик в животе

Сегодня, в день выборов в германский парламент, крупнейшая немецкая газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг» опубликовала необычную статью — о том, какой вечно насупленная или сосредоточенная на людях фрау канцлерин может быть, оказывается, весёлой. Я с удовольствием её прочитал и спешу предложить вам свой её перевод.

Если Ангела Меркель когда-нибудь расскажет вам анекдот, то это будет, например, такой: Берлускони, Обама и Саркози стоят у озера с островом посередине. Берлускони говорит: «Идем туда!» И скачет по камням, выступающим над поверхностью воды, к острову. Обама следует за ним. Затем идёт Саркози и тонет. При виде этого Берлускони говорит Обаме: «Похоже, он не знал, где находятся камни!» Обама: «Какие камни?» В сухом остатке: Берлускони — негодяй, Саркози — самоуверенный, Обама парит над всем.

Или вот этот, якобы, один из её любимейших. При строительстве Транссибирской магистрали не знали, строить ли одну или две колеи. Один рабочий говорит другому: «Начнём строить с разных концов. Если встретимся, поезд будет однопутным. Если нет, то в две колеи».

Подобные хохмы разительно не соответствуют имиджу Германии, олицетворяемому её канцлером. Строгие, аналитические, опущенные уголки рта, которые уже давно иконографически запечатлены в карикатурах, с несколькими толстыми линиями: это образ Меркель, по крайней мере, на первый взгляд. Когда она произносила одну из своих речей, некоторые из них едва не засыпали, а её пассажи о ленточных червях иногда звучали очень уж технократически. И кто бы ни видел её, как она стоически терпела певцов гимнов в Канцелярии каждый год или, после блестящей победы на выборах в 2013 году в доме Конрада Аденауэра, казались счастливыми, но и немного смущенными, когда Фолькер Каудер и Герман Грёэ на сцене рядом с их «An Tage wie scouting this», он не мог представить, что она может делать что-то, кроме контролируемого и объективного.

У Меркель есть чувство юмора

Дело не в том, что у Меркель нет чувства юмора. Совсем наоборот. Те, кто видел её не только на публичных выступлениях, перед камерами и микрофонами, но и в небольших или очень маленьких группах, говорят о ней как о чрезвычайно забавной. Бывает, она читает книгу, содержание которой ей так нравится, что она цитирует её своим близким и не может перестать смеяться. Говорят, с Меркель можно смеяться до колик в животе.

Тот факт, что большая аудитория этого не замечает, объясняется тем, что она, очевидно, должна чувствовать себя достаточно раскованной, когда смеётся. Перед камерами же она свободна только отчасти. Она обычно воспринимает публичные выступления как часть своей работы, но ей это не нравится, как, по-видимому, нравилось её предшественнику Герхарду Шрёдеру. Рассказывают, что когда ей приходилось представлять дело, и это прекрасно удавалось в небольшой группе, она была весёлой, открытой, убедительной. А на последующей пресс-конференции держалась сухо и оттого неубедительно.

Ангелу Меркель редко видели на публике такой расслабленной и юморной, как тогда, когда она в последний раз появлялась на федеральной пресс-конференции в конце июля 2021 года.

С Меркель все наоборот, нежели, например, с премьер-министром Баварии Маркусом Сёдером. У обоих сильное чувство юмора, но Меркель более сдержанная. Сёдер любит сыпать анекдотами, запускать их по плану, трунить над другими. Как правило, канцлерин этого не делает. У Меркель острый ум, но её чувство языка не самое лучшее. Говорят, что некоторые фразочки, которые позже расценили как остроумные, были результатом её неуклюжести, определенной речевой небрежности (В этом она похожа на нашего Виктора Черномырдина. — Прим перев.). Когда зал во время её выступления смеётся, это порой случается не из-за намеренно шутливого, а случайно вырвавшегося у неё высказывания.