Инфляция или расточительность: почему увеличился средний чек россиян
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Инфляция или расточительность: почему увеличился средний чек россиян1 минута24 прочтенияВчера
Россияне стали больше тратить: за год значительно увеличился средний чек одной покупки. С чем это связано, АБН24 рассказал вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.
В период с января по октябрь 2024 года средняя сумма покупок россиян по картам составила 1 920 рублей. По сравнению с тем же периодом 2023 года, согласно исследованию эквайринговой сети банка «Русский стандарт», показатель увеличился на 40% – с 1 369 рублей. Рост среднего чека при оплате банковскими картами, по словам эксперта, связан сразу с несколькими факторами.
«В первую очередь это результат инфляционного давления, что неизбежно отражается на ценах товаров и услуг. Люди тратят больше не потому, что покупают больше, а из-за роста стоимости привычных товаров и услуг. Думаю, это связано и с тем, что покупатели все чаще делают более крупные и обдуманные покупки, что создает хорошую базу для сегментов с высокой маржинальностью – электроники, мебели, техники. Это важный сигнал для ритейлеров: качественное предложение на долгосрочную перспективу сейчас выигрывает», – отметил Павел Люлин.
Кроме того, по словам эксперта, стоит учитывать развитие карточных платежей в целом. Динамика расходов через систему быстрых платежей (СБП), например, показывает обратную тенденцию: в этом сегменте средний чек за тот же период снизился до 911 рублей по сравнению с 1 276 рублями в прошлом году. Люлин объяснил это тем, что большинство крупных и дорогостоящих покупок сегодня чаще всего оплачивается именно картами, тогда как через СБП совершаются мелкие расходы, такие как покупка кофе или хлеба.
При этом две трети покупок с оплатой картой приходятся на офлайн-магазины. Самые крупные траты теперь приходятся на онлайн-шоппинг – в среднем 2 425 рублей за покупку. Для торговых центров это не самая положительная динамика, и, по словам Люлина, текущие изменения требуют гибкости от всех участников рынка.
«Торговые центры с акцентом на семейные форматы, качественный фуд-холл и новых арендаторов, создающих уникальные пространства, выигрывают. А вот те, кто продолжает работать по старой модели, где главная ставка сделана на устаревший формат ритейла, рискуют остаться на обочине», – заключил эксперт.
В то же время по системе быстрых платежей офлайн-покупки демонстрируют более высокий средний чек: 1 193 рубля по сравнению с 817 рублями в онлайне. Это связано с тем, что мелкие товары чаще всего оплачиваются по отдельности.