Британский след – в афганской пустыне
Скандальный выход США из Афганистана мотивировал экспертное сообщество искать бенефициаров ситуации в этой стране, которая на протяжении всей своей истории сталкивается с вторжениями чужеземцев и происками иностранных разведок.
Общеизвестно огромное влияние Пакистана и, в частности, Межведомственной разведки Пакистана (ISI), на события в Афганистане на протяжении последних сорока лет.
ISI играла центральную роль в поддерживаемой США партизанской войне против Советской Армии в Афганистане в 1980-х годах. ЦРУ полагалось на ISI для обучения боевиков, распределения оружия и направления им денег. Между 1983 и 1997 годами ISI подготовила около 83 000 афганских моджахедов и отправила их в Афганистан. Б.Раман, бывший офицер RAW, внешней разведки Индии, утверждает, что ЦРУ через ISI способствовало контрабанде героина в Афганистан, чтобы превратить советские войска в героиновых наркоманов и, таким образом, значительно снизить их боевой потенциал. ISI также поддерживала Гульбеддина Хекматияра и Джалалуддина Хаккани.
По словам Питера Томсена, специального посланника Соединенных Штатов в Афганистане (с 1989 по 1992 год), соседний Пакистан пытался установить Гульбеддина Хекматияра у власти в Афганистане, несмотря на сопротивление всех других командиров и группировок моджахедов еще в 1990 году. Этот односторонний план появился, несмотря на то, что тридцать наиболее важных командиров моджахедов договорились о проведении конференции с участием всех афганских групп для принятия решения об общей будущей стратегии. Соединенные Штаты, наконец, оказали давление на Исламабад и Равалпинди, чтобы он остановил этот план.
В 2007 году Генеральное консульство Индии в Джелалабаде подверглось нападению террористов. По данным Национального управления безопасности Афганистана, лица, арестованные афганским правительством, заявили, что за этим нападением стояла ISI, выделившая им 120 тысяч фунтов стерлингов на проведение операции.
Афганские официальные лица считают, что сотрудники пакистанской разведки предупреждают боевиков о неизбежных ракетных ударах США по территориям проживания племен Пакистана. В частности, об этом заявлял в октябре 2009 года директор Афганского института стратегических исследований Давуд Морадиан. По его словам, британское и американское правительства были полностью осведомлены о такого рода действиях ISI, но им не хватило смелости противостоять Исламабаду.
В отчёте Лондонской школы экономики (LSE) за 2001 год утверждалось, что ISI предоставляет финансирование, обучение и убежище бойцам запрещённого в России Талибана в гораздо большем масштабе, чем считалось ранее. Автор отчета Мэтт Уолдман поговорил с девятью полевыми командирами талибов в Афганистане и пришел к выводу, что отношения Пакистана с повстанцами намного глубже, чем предполагалось ранее. Некоторые из опрошенных предположили, что организация даже присутствовала на заседаниях высшего совета талибов, Совета Шуры. Представитель пакистанских вооруженных сил опроверг отчет, назвав его «злонамеренным». Генерал Дэвид Петреус, глава Центрального командования США (2008-2010 гг.), отказался поддержать доклад LSE на слушаниях в Конгрессе США и предположил, что любые контакты между ISI и экстремистами осуществляются в законных целях разведки. По его словам, «вам надо иметь контакт с плохими парнями, чтобы получать информацию о плохих парнях».
Мы уже писали о том, что своими военными успехами талибы обязаны, прежде всего, пакистанским военным. Пакистанский след настолько весом и зрим, что невольно закрадывается мысль – а не стоит ли кто-то еще за пакистанцами?
Один из афганских старейшин как-то сказал, что «Пакистан – британский в политике, индуистский в культуре и мусульманский по имени» («Pakistan is British in its politics, Hindu by culture and Muslim by name»).
Британский след был в Пакистане изначально, с того самого момента, когда Британская Корона отколола от освободившейся от колониального ига Индии мусульманскую территорию, названную Пакистаном.
Пакистанские исламские медресе, политические партии и совет улемов – все это ветви агентурной сети ISI, которые были сформированы MИ-6. Любой религиозный деятель или улем, проповедующий в пакистанском медресе, изначально является агентом МИ-6, работающим в рамках ISI.
Независимый афганский ресурс The Khaama Press News Agency собрал воедино известные случаи прямого вмешательства британской разведки МИ-6 в афганские хитросплетения.
Основатель ресурса, Хушнуд Набизода не без иронии рассказал, как МИ-6 использовала афганских боевиков для ослабления влияния США в стране, называя это «успешным подходом МИ-6 к нанесению ущерба репутации внешней политики Соединенных Штатов в исламском мире».
«Сегодня у Соединенных Штатов нет надлежащего канала связи с мусульманами и мусульманским миром, что было одной из основных целей МИ-6 в последние годы. Соединенные Штаты вместе с другими западными странами стали заложниками войны против терроризма в рамках НАТО, чего и добивалась МИ-6 в координации с ISI и разведкой Ирана».
Как пишет издание, МИ-6 также прилагала усилия по втягиванию Германии в войну на юге Афганистана путём организации покушений на немецких гражданских лиц, работавших на автомагистралях Мазар – Саманган и Кабул – Саланг, а также координацией атаки боевиков на немецкую базу в провинции Баглан в Афганистане, в результате которой погибли несколько немецких военных. В результате МИ-6 помешала полноценной реализации немецких проектов развития в Афганистане. Этому способствовала переброска британскими вертолетами боевиков запрещённой в России «Аль-Каиды» в северные провинции Афганистана с целью оказать давление на миссию немецких войск в этом регионе страны. Президент Афганистана Хамид Карзай в свое время подтвердил, что неопознанные военные вертолеты перевозят и эвакуируют боевиков и боевиков террористических группировок из южных провинций страны в северную и северо-восточную части Афганистана.
Авторы публикации Alhaj Ghulam и Jilani Wahaj считают странным тот факт, что политики и законодатели США не задаются вопросом, каким путем были скомпрометированы их действия в Афганистане. «При тщательном рассмотрении американские политики оказались в ловушке политики МИ-6 и подчиняются инструкциям пакистанских политиков, руководимых английской политикой».
Отмечается также большая роль в событиях в Афганистане иранской разведки, которая, как считают авторы, находится под сильным влиянием британцев.
О регулярных встречах представителей МИ-6 и МИ-5 с лидерами талибов сообщалось неоднократно на протяжении последних лет. Официальная версия этих встреч – переговоры о недопущении терактов на территории Соединенного Королевства.
«MИ-5 и MИ-6 добиваются гарантий от талибов, что они не позволят стране стать магнитом для джихадистов британского происхождения», – сообщает The Telegraph.
Что на самом деле обсуждали британские мастера шпионажа с вождями боевиков, сказать трудно.
После предполагаемого неудавшегося покушения на Хуршода Набизаду в феврале этого года, его ресурс больше не публикует инсайдерской информации о деятельности МИ-6 в Афганистане.
Афганистан многие столетия находится на перекрестке мировых торговых путей. Его недра богаты природными ресурсами. Новые хозяева страны, талибы, не представляют из себя монолитной политической силы и подвержены влиянию внешних игроков.
Поэтому Афганистан еще долгие годы, а возможно, десятилетия, будет ареной сотрудничества и вражды ведущих разведок мира.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук