Люди ушли в «Светофоры». Из российских магазинов пропадают товары: ассортимент просел на 15-20%
Российские магазины сократили ассортимент: в июле продуктов питания стало меньше на 2,3%, а непродовольственных товаров — на 1,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование компании «Нильсен».
Наибольшее падение зафиксировано в сегментах алкогольных напитков, детских товаров и средств по уходу за лицом — на 5,6%, 5,1% и 7,3% соответственно. Участники рынка объясняют тенденцию уменьшением торговых площадей магазинов из-за дорогостоящей аренды и изменением потребительских привычек россиян, что вынуждает оставлять на полках только наиболее востребованные позиции.
- В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») сообщили, что с начала СВО ассортимент в их магазинах в среднем сократился на 15–20%. Летом компания начала переходить на некрупные форматы, запустив «Перекресток Select»: площадь каждого магазина составляет около 400 м² — втрое меньше, чем у обычных супермаркетов сети.
- Похожие меры принял «Магнит», открыв магазины формата ultra-convenience под новым брендом «Заряд от Магнита» площадью всего 100 м².
- В «Ленте» также подтвердили курс на сокращение и оптимизацию: на полках оставляют только наиболее популярные товары, а освободившиеся площади отдают под сервисы и субаренду. Кроме того, новые гипермаркеты сети намного меньше тех, которые компания открывала раньше.
По подсчетам Infoline, с января по июль средняя площадь продуктовых магазинов уменьшилась на 0,7%, до 312 м².
«Сейчас ретейлеры пришли к той точке, в которой можно делать выводы об успешности ранее запущенных марок, и в условиях ограниченности полочного пространства выводят с него те, которые не пользуются популярностью у покупателей», — отмечает директор по работе с клиентами «Нильсен» Салтанат Нысанова.
Формат гипермаркетов уступает место компактным магазинам «у дома» и точкам с высокой долей готовой еды, говорит партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. По ее словам, чаще всего в таких магазинах одна потребность закрывается одной позицией, что позволяет отказаться от менее популярных товаров.
Россияне все больше экономят на товарах повседневной необходимости из-за стремительного роста цен, пишет МТ. Так, 58% граждан сознательно отказываются от определенных товаров, которые приобретали раньше, 57% пытаются найти аналоги в более низких ценовых категориях, а почти половина (49%) выбирают для покупок жесткие дискаунтеры, показало исследование «Ромира».
По официальным данным, на конец августа рост цен составил 8,3% год к году и 4,10% с начала года. Сильнее всего подорожали мясо, бензин и бытовые услуги.
Более 70% россиян стали закупаться в магазинах фиксированных цен ради экономии
Россияне переключились на магазины фиксированных цен из-за резкого подорожания продуктов и товаров первой необходимости, а также рекордного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). С 1 по 15 июля оборот таких точек продаж вырос на 71% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, пишет ТАСС со ссылкой на сервис ЮКassa. Оплат стало на 55% больше, а средний чек увеличился на 10% и превысил 4 тысячи рублей.
В целом магазины фиксированных цен посещают 72% россиян, причем 13% делают это постоянно. Почти половина совершают покупки более одного раза в месяц. 23% граждан ходят туда регулярно: раз в неделю и чаще. Только 4% опрошенных заглядывают в такие магазины менее, чем раз в год. 44% покупателей тратят там более 2 тысяч рублей ежемесячно, а 9% из них — свыше 10 тысяч рублей.
Почти 60% россиян заявили, что покупки в магазинах фиксированных цен помогают сэкономить. Примерно каждый третий (36%) отмечает небольшое снижение трат, а каждый пятый (22%) — значительное. Еще 26% не видят особых изменений, а 11% тратят больше, чем планировали. Оставшиеся 5% затруднились с ответом.
В основном люди берут повседневные товары: бытовую химию (51%) и продукты питания (50%). Также популярны аксессуары (38%), посуда и кухонные принадлежности (37%), канцелярия и товары для творчества (31%), косметика и средства гигиены (28%). Одинаковым спросом пользуются мелкая электроника, одежда и обувь (26%). На предметы интерьера обращают внимание 22% россиян.
Меньше всего востребован домашний текстиль (14%) и книги (9%). При этом половина респондентов (50%) отмечают, что низкие цены вызывают сомнения в качестве продукции. 35% жалуются на ограниченный выбор товаров и брендов. Еще 14% указывают на сложности с возвратом и обменом.