В России и Беларуси стартовала подготовка специалистов по интеграционному праву
Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко 9 сентября 2021 г. согласовали 28 союзных программ по интеграции в Союзном государстве. В рамках их реализации одной из основных задач стала гармонизация и унификация законодательств двух стран. Работа в этом направлении – долгий и кропотливый труд, которому нужна мобилизация интеллектуальных ресурсов России и Беларуси. На этом фоне в Москве прошла Российско-белорусская школа интеграционного права, которая собрала молодых юристов из стран Союзного государства. С лекциями на Школе выступил ряд ведущих экспертов, которые рассказали об особенностях интеграционных процессов в Союзном государстве и Евразийском экономическом союзе. Подробнее – в репортаже корреспондента «Евразия.Эксперт».
С 27 сентября по 1 октября в стенах Российской академии народного хозяйства и государственной службы для белорусских и российских студентов, аспирантов и молодых юристов проходили мероприятия Российско-белорусской школы интеграционного права. Ее участниками стали 30 слушателей: 16 из Беларуси и 14 из России. Школа была организована Центром изучения перспектив интеграции, Институтом права и национальной безопасности РАНХиГС при президенте России, а также Академией управления при Президенте Беларуси. Мероприятие официально было поддержано Евразийской экономической комиссией и Фондом публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.
Основная часть Школы состояла из трех рабочих дней, которые включили в себя лекции, практические занятия и деловые встречи с представителями евразийских международных организаций и крупными учеными. Как отмечают в пресс-службе Центра изучения перспектив интеграции, в рамках лекций слушатели школы изучали состояние правовой базы Союзного государства, ЕАЭС, а также соотношение наднациональных юридических норм с законодательствами стран-участниц. В рамках групповых занятий участники обсуждили проблему дублирования и синхронизации правовой базы Союзного государства и ЕАЭС.
Особенности школы интеграционного права
Российско-белорусская школа интеграционного права была организована на основе гранта Фонда публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. Как отметила в комментарии корреспонденту «Евразия.Эксперт» одна из организаторов Школы, главный редактор Центра изучения перспектив интеграции Дарья Хаспекова, в отличие от других проектов ЦИПИ это мероприятие сфокусировано конкретно на юридической составляющей интеграционных процессов.
«Наша школа – узкопрофильное мероприятие, поскольку ориентированно в основном на юристов», – подчеркнула Хаспекова. По ее словам, основная цель – показать участникам, что их образование может быть практикоориентированным. «У нас здесь полный зал ребят, которые потенциально могли бы работать в ЕЭК или Постоянном комитете Союзного государства», – отметила организатор.
По словам представителя ЦИПИ, при отборе участников Школы было собрано большое количество заявок: конкурс составил более 2 человек на место. «Для такой узкопрофильной школы это очень неплохо… Я думала, что молодые ребята не настолько заинтересованы в такой узкопрофильной тематике. Оказалось, наоборот: спрос на практикоприменимое есть. И программа нашей Школы составлена таким образом, чтобы соответствовать интересам участников», – сказала Хаспекова.
Выступления экспертов
В качестве лекторов организаторами было приглашено множество экспертов из Евразийского банка развития, Евразийской экономической комиссии, Постоянного комитета Союзного государства, а также ряда крупных научных организаций. Все они так или иначе специализируются на интеграционном праве.
Так, в день открытия с лекцией для слушателей из России и Беларуси выступил зампредседателя правления ЕАБР Тигран Саркисян. Он рассказал об истории евразийской интеграции и тех сложностях, с которыми в процессе сталкиваются страны ЕАЭС. В частности, львиная доля противоречий основана на проблеме соотношения национальных интересов и делегировании государственных полномочий на наднациональный уровень управления. При этом, по его словам, сегодня происходит эволюция понимания суверенитета: появилось понятие цифрового суверенитета, поскольку во всех странах идет цифровая трансформация. По мнению представителя ЕАБР, если упустить цифровой суверенитет, то следом будет утерян и политический суверенитет, который перехватят крупные транснациональные корпорации.
«Маленькие страны сегодня – это потребители цифровых услуг. Они не в состоянии создавать цифровые технологии», – отметил Саркисян, добавив, что интеграция в цифровом пространстве неизбежна, поскольку только она способна обеспечить национальные интересы небольших государств в этой сфере.
Кроме того, на мероприятии выступил заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Автандил Алыбаев. Он проинформировал слушателей о работе своего ведомства. Также представитель ЕЭК ответил на вопросы участников дискуссии. В частности, он прокомментировал перспективы вступления Таджикистана в ЕАЭС и влияние на это регулярно возникающих конфликтов на кыргызско-таджикистанской границе. Алыбаев выразил уверенность, что в скором времени страны завершат процедуру демаркация и делимитации госграниц, что, в свою очередь, откроет путь для более глубокого экономического взаимодействия.
Также в первый день Школы для ее участников выступила заместитель начальника правового обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Анна Шпак. В ходе своей лекции она отметила, что гармонизация законодательств – это основа интеграции. Она также обратила внимание на то, что многие из пунктов Договора о Союзном государстве от 1999 г. не выполнены: не созданы парламент, счетная палата и суд Союзного государства.
Тем не менее, отмечают в Посткоме, граждане России и Беларуси практически уравнены в гражданских правах как граждане Союзного государства. Они имеют равный доступ к первой медицинской помощи, к беспрепятственному пересечению границы, а также взаимному учету трудового стажа.
От Постоянного комитета Союзного государства в дискуссии также был представлен начальник аналитического отдела Александр Стоппе, который напомнил участникам о важности сохранения исторической памяти для формирования устойчивого государства. Он также подчеркнул важность принятия государственной символики Союзного государства, которая бы позволила гражданам России и Беларуси узнать и не забывать о том, что две страны входят в общее союзное объединение.
В пул специалистов Школы также вошли: советник судьи суда ЕАЭС Павел Мысливский, эксперт-консультант Центра экспертизы ВТО Максим Шмелев, замдиректора Института права и нацбезопасности РАНХиГС Валерий Смирнов, профессор Кафедры европейского права МГИМО МИД России Владимир Войников, заведующий кафедрой конституционного и административного права Академии управления при президенте Республики Беларусь Сергей Апанасевич, заведующий кафедрой интеграционного и европейского права МГЮА им. Кутафина Сергей Кашкин, а также заместитель председателя РОО «Белая Русь» Александр Шатько. Модератором Школы выступил директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда.
Впечатления участников Школы
Хорошо о Школе отзываются ее участники. Так, студент Белорусского госуниверситета Сергей Зубов отметил полезность лекций и высокий уровень экспертов. Как пояснил участник из Беларуси, программа школы соответствует его интересам и целям, поскольку он намерен углубить знания о правовых особенностях регулирования евразийской интеграции. Сергей отметил, что уже в первый день ему удалось познакомиться с рядом российских коллег в рамках реализации проектных заданий от организаторов Школы.
В свою очередь, студентка Витебского госуниверситета Алина Скоморощенко отметила, что ранее она уже принимала участие в подобных мероприятиях от Центра изучения перспектив интеграции. «На школу я приехала пополнить свой багаж знаний по праву ЕАЭС, поскольку эта тема – основа моей научной работы», – сообщила участница из Беларуси.
Студентка добавила, что «заинтересована в изучении евразийского права, так как это перспективное направление для научной и трудовой деятельности, чему хорошо способствует насыщенная программа Школы».
С российской стороны мероприятие оценила Ольга Чебрукова, студентка РАНХиГС, специализирующаяся на правовом обеспечении цифровой экономики. По ее словам, Школа – это хорошая площадка для изучения юридической основы интеграции, которая позволяет обсудить наиболее актуальные, сложные и конкретные вопросы. Ольга выразила надежду на то, что благодаря форуму участники смогут познакомиться с практической стороной интеграции и найти применение своим навыкам в будущей карьере.
Как резюмировали организаторы, несмотря на то, что Школа проводится в первый раз, эта практика может быть повторена в будущем. «Мне кажется, что наша Школа – это долгоиграющий проект, который нужно воспроизводить, поскольку из каждого утюга кричат о нехватке кадров. Вот мы вам их готовим, пожалуйста, берите!» – заявила Хаспекова, добавив, что в перспективе формат участников может быть расширен за счет представителей из других стран ЕАЭС.
Подготовил Александр Приходько