Куда утекло лужковское золото? Наследникам экс-мэра досталась одна лишь квартира
С громкой отставки с жёсткой формулировкой «утрата доверия» миновало уже 15 лет, но интерес к империи Юрия Лужкова не угас до сих пор. Что же от неё осталось? Официально, как оказалось, почти ничего. Тем не менее, вдова сохранила статус долларовой миллиардерши, закрепив за собой роль главной наследницы.
Новость об отставке Лужкова прогремела в новостях ранним утром 28 сентября 2010 года. К тому моменту он правил Москвой уже 18 лет. Тогда пресс-секретарь президента Наталья Тимакова пояснила прессе, что у мэра было два пути: либо он добровольно слагает полномочия, либо его убирают с должности с грозной формулировкой – в связи с утратой доверия.
Уход Лужкова из мэрии не только закрыл эпоху масштабных строек и городских преобразований, но и породил главный вопрос: какое состояние оставил один из самых влиятельных политиков России?
Жизнь после дома Голицына
Нашлись у громкой отставки и плюсы. Она позволила Лужкову с головой погрузиться в давнее хобби – сельское хозяйство.
Экс-мэр поселился в Калининградской области и создал агрокомплекс «Медовые лужки». Масштабы поистине впечатляющие: на пяти гектарах выращивали пшеницу, гречку, ячмень, рапс и грибы. Изюминкой стала знаменитая пасека с 90 пчелиными семьями, каждая до 60 тыс. особей. Мёд продавали под брендом «Медовые лужки».
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressФото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Позже Лужков открыл сыроварню с производством камамбера и бри, мечтал о собственном «русском пармезане». Но планам по развитию агрокомплекса не суждено было сбыться – Юрий Михайлович скончался в 2019 году.
На момент смерти политика стоимость комплекса оценивалась более чем в 400 млн рублей. Формально он перешёл не к наследникам, а к помощнику Лужкова Тимуру Шогенову, пишет News.ru. Директор компании тогда пообещал, что хозяйство под Калининградом продолжит свою работу.
Квартира за 600 миллионов
Сегодня в открытых источниках как имущество, перешедшее наследникам напрямую, числится лишь одна квартира. Зато какая: 450 квадратных метров в доме дореволюционной постройки на 3-й Тверской-Ямской улице. Фасад с колоннами и барельефами, такая недвижимость и сейчас является крайне престижной. А в 2019 году рыночная стоимость жилья оценивалась в 600 млн рублей.
Куда утекло лужковское золото?
Адвокаты и журналисты сходятся во мнении, что реальное состояние экс-мэра было куда обширнее. Однако ещё при его жизни большая часть собственности оформлялась на супругу — Елену Батурину. В её руках сосредоточились отели, земельные участки и коммерческая недвижимость в Европе, США, Казахстане, на Кипре и в Марокко.
При этом управлением активами Батуриной занималась британская компания, создавшая отдельный фонд, претендовать на который наследники Лужкова не могли.
Адвокат Сергей Жорин прямо говорил, что богатые политики и бизнесмены обычно не владеют активами на своё имя. В ход идут офшорные структуры, фонды и доверительное управление. Поэтому часть собственности Лужкова могла просто «раствориться» после его смерти.
По информации ряда СМИ, сегодня Батурина проживает в элитном районе Лондона. В её распоряжении трёхэтажный таунхаус стоимостью больше 26 млн фунтов стерлингов (почти 3 млрд рублей).
В России у вдовы экс-мэра также осталась роскошная недвижимость. В её собственности апартаменты и земля в Москве, включая элитный участок в Горках-2. На 20 гектарах, помимо роскошного главного дома, располагаются лес, ландшафтный парк, пруд, большой корпус для гостей, небольшой – для прислуги, домик для охранников, а также два КПП. Кадастровая стоимость земли без учёта построек – 1,6 млрд рублей.
Ещё один актив, принадлежащий Батуриной на Рублевке, – особняк на 30 сотках в посёлке Лес в чаще соснового бора. Такая дача может стоить до 200 млн рублей.
В 2024 году Батурина вошла в рейтинг Forbes «125 миллиардеров России». Её состояние составляет около 1,3 млрд долларов.
Жизнь детей вне публичности
У Лужкова осталось четверо детей от разных браков — два сына и две дочери. Старший сын Михаил по образованию инженер-химик. Он сделал карьеру в «Газпроме», но после отставки отца его должность упразднили. Сейчас он ведёт закрытый образ жизни и не общается с прессой. По некоторым данным, Михаил занимается недвижимостью, разводит пчёл и рыбачит.
Младшему сыну экс-градоначальника Александру 53 года. Он занимался бизнесом, но после ухода Лужкова с должности продал свою долю, поскольку поток выгодных заказов иссяк.
Совместные дети Лужкова и Батуриной связали жизнь с Западом. Старшая дочь Елена живёт в Лондоне и помогает матери управлять активами. Ранее при финансовой поддержке Батуриной она пробовала запускать кафе веганской кухни Yeda, но проект не пережил пандемию короновируса.
Младшая дочь Ольга получила образование в США по специальности «Пищевые науки «. Несколько лет назад она открыла бар в Австрии, но вскоре заведение вместе с отелем продала мать. Сейчас Ольга развивает студию дизайна интерьеров в Великобритании.
Миф развенчан
Фактически от «империи Лужкова» ничего не осталось. Квартира в Москве стала единственным официальным активом, упомянутым в документах. Всё остальное имущество либо перешло под контроль помощников, либо уже давно находилось в руках Батуриной. Дети же получили возможность жить за границей и пользоваться капиталом матери, а не состоянием отца.
В публичном пространстве давно закрепилось мнение: Лужков ещё при жизни позаботился о том, чтобы его имущество не фигурировало в наследственных спорах. Большая часть активов ушла в офшорные фонды и трасты, а вдова сохранила статус долларовой миллиардерши, закрепив за собой роль главной наследницы.