Кризис РЖД: Под ударом БАМ и другие важнейшие проекты

Кризис РЖД. Под ударом БАМ и другие важнейшие проекты

Финансовые показатели РЖД в этом году будут существенно отставать от плановых. Так, выручка холдинга составит 2,3 млрд рублей (-6,7% от плана), а EBITDA – 822,8 млрд (-0,9%). При этом, чистая прибыль окажется на символическом уровне в 15 млрд против запланированных ранее 121 млрд. Падение в 8 раз!

Всему виной резко выросшие процентные расходы в условиях текущих ставок. Только за третий квартал РЖД заплатили по ним порядка 70 млрд рублей, и далее цифра будет только расти. По итогам 2025 года только на обслуживание долга компании предстоит направить около 500 млрд рублей, учитывая необходимость рефинансирования истекающих кредитов.

Впрочем, финансовые показатели не всегда должны являться приоритетом для государственных компаний. Важнее выполнение общенациональных задач. Для РЖД это развитие железнодорожной инфраструктуры. Однако в 2025 году холдинг сократит инвестиции на те же самые 500 млрд рублей, поставив на паузу расширение БАМа и Транссиба, а также отказавшись от развития подходов к портам Балтийского и Азово-Черноморского бассейна. Денег хватит только на модернизацию и поддержание уже существующей железнодорожной инфраструктуры.

На этом фоне госмонополия приобретает новую штаб-квартиру – небоскреб Moscow Towers в «Москва–Сити» за 193 млрд рублей. Сумма огромная. Хотя есть несколько нюансов и дело обстоит не так прямолинейно, как ситуацию описали на днях. Так, оплата будет происходить в рассрочку на 20 лет до 2044 года (примерно по 9,65 млрд в год), а основным источником станут средства, полученные от продажи нынешней штаб-квартиры на Басманной улице и от сдачи в аренду иных офисных помещений. Тем не менее, повременить с переездом в такой непростой период, когда РЖД важен каждый миллиард, было необходимо.