Путину сказали, что виноват капитан нефтетанкера, но вот что выяснилось со слов капитана
На кадры Черноморского побережья, куда выбрасывает мазут после аварии на двух нефтяных танкерах «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», смотреть спокойно невозможно.
Естественно, Владимира Путина не могли не спросить об этом на «прямой линии». И вот что он ответил:
«Во-первых, это, конечно, беда экологическая, это совершенно очевидно.
Правоохранительные органы дают оценку действиям капитанов судов. Мне докладывали, что по их мнению капитаны судов нарушили соответствующие правила, не ушли вовремя в укрытия. Некоторые ушли в укрытие, с ними все нормально. А эти не ушли, на якорь стали не там, где было положено. Но это уже пускай соответствующие службы Минтранса и правоохранительные органы с этим разбираются.
Второе: на данный момент не знаю, что происходит, но вчера ещё продолжался шторм, и работы вести достаточно сложно. К субботе где-то море должно утихнуть, и можно будет наладить работу. Почти 40% топлива вытекло, и с ним работают разные службы Министерства природных ресурсов, Минтранса и МЧС.
Я попросил председателя правительства организовать рабочую группу, её возглавляет вице-премьер по транспорту Савельев. Мне докладывают о том, что происходит. Нужно будет изучить, в каком состоянии находятся танки. И, конечно, нужно думать о том, что делать в ближайшем будущем.
На первом этапе необходимо заградительными бонами предотвратить дальнейшее загрязнение из затопленных танков, и сосредоточить максимум усилий на очистке побережья от мазутных пятен».
Но ведь это только часть проблемы. По словам Путина, спасательная операция продолжится и в мае, и уже сейчас к ней надо готовиться. Все дело в том, что сейчас часть мазута осела на дне, но при изменении температуры в мае его может поднять и, по всей вероятности, вновь выбросит на берег.
Поэтому-то и нужно танкеры поднимать как можно раньше, чтобы не было еще большего разлива.
А может быть нефть со дна моря не поднимет — но это еще хуже, и об этом чуть позже.
Именно поэтому многие пишут, что пляжный сезон в Анапе, а то и в соседнем Геленджике может быть потерян. Да что сезон! Возможно, не один сезон.
Путин ссылается на слова краснодарского губернатора Вениамина Кондратьева, что в работе задействовано сразу 4 тысячи человек — и этого, мол, вполне достаточно.
Но все дело в том, что сотрудников МЧС там только 267 человек. На многие десятки километров. Остальные — волонтеры. И они реально работают в тяжелейших условиях. Вонь от мазута страшная, у людей под конец дня — обильное слезоточение, и это далеко не все трудности.
Мазут убирают в мешки, но, по словам волонтёров, уборка идёт с трудом: нефтепродукты быстро разъедают пластик мешков, да и порой волны уносят их обратно. В магазинах раскупили почти все лопаты. Волонтёры просят присоединяться неравнодушных, то есть людей реально не хватает!
А если волонтеры закончатся? В советское время можно было согнать солдат. А сейчас кого?
Вообще, на этом фоне местные чиновники и федеральные СМИ как-то подозрительно спокойны относительно сложившейся ситуации, хотя очевидно, что для ликвидации катастрофы такого масштаба необходимо привлекать все имеющиеся силы, не замалчивать ситуацию. Ведь это реальный удар по стране. Мы — не Турция, у нас не так много мест у теплого моря, чтобы относиться к этому с хладнокровным спокойствием.
Думаю, и по другому вопросу Путина проинформировали совершенно не так. Президент говорит о вине капитана «Волгарьнефти», но может быть того просто решили сделать козлом отпущения, потому что полететь доджны совершенно иные большие головы.
«Капитан «Волгонефти-212″ 10 дней буквально уговаривал разгрузить танкер — на борту сломался один из котлов, груз остывал», — сообщает Baza.
Журналисты обнародовали сообщения капитана танкера Леонида Волегова, в которых он прямо предупреждает, что средняя температура груза — 40 градусов: «Боюсь, что одного котла надолго не хватит».
По данным источника, нефтепродукты должны были выгрузить ещё до 30 ноября, однако они оставались на судне вплоть до дня катастрофы — 15 декабря.
Посмотрите как это расходится со словам Путина, который рассказывал на пресс-конференции, что какие-то корабли из-за сильного шторма ушли к берегу, а эти, мол, не ушли.
Журналисты сообщают, что после выгрузки нефтепродуктов экипаж планировал успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море, поскольку документы на пребывание в порту действовали только до 30 ноября.
Но выгрузка, как уже было сказано, задерживалась. Причин было несколько (и это подтверждают СМС-сообщения капитана): то погода не позволяла провести разгрузку, то другие суда разгружали вперёд «Волгонефти-212».
«С первых чисел декабря экипаж переживал за груз и почти ежедневно спрашивал, когда же нефтепродукты разгрузят, — уточнили журналисты. — Последний раз капитан Волегов просил разгрузить танкер 14 декабря — за день до катастрофы.
В общем, Путина, похоже, опять обманули.
Вообще столько вопросов сейчас всплывает… Помимо двух озвученных: «А если бы не волонтеры, то что бы сейчас там было?» и «Точно во всем виноваты капитанов судов?», меня вот волнует еще один.
Выделит ли глава Лукойла Вагит Алекперов, самый богатый человек России, согласно списку российского Forbes (28,6 млрд $) , и другие такие же, как он нефтянники, миллиардные суммы на ликвидацию этой катастрофы? Да, они вроде как ни при чем. Виноват либо капитан, а скорее всего, как мы выяснили, порт Новороссийска, который долго не разгрушал танкер.
Вот, кстати, этот такер «Волгонефть-212» «вживую»:
А это его стандартный маршрут:
Сами понимаете, суда устаревшие. Технологии середины прошлого века… Сама конструкция уже сильно изношена, ослаблена. А тут еще и главная проблема таких судов: боязнь штормов.
Это морской танкер может спокойно болтаться в море, не боясь штормов. Он под это спроектирован.
Но танкеры «Волгонефть» не созданы для путешествия в морские дали. Их задача «проскочить» 450-500 км от Ростова-на-Дону через Азовское море в Новороссийск. Причем сделать это нужно в хорошую погоду, без сильных волн, максимально быстро.
Да, Лукойл и прочие здесь совершенно ни при чем. Но здесь-то и нужно показать свое «нефтяное содружество», показать, что тебе небезразична Россия. У кого еще есть такие деньги, которые помогли бы устранить хотя бы частично эту экологическую катастрофу? Или, так и будем выезжать на бесплатных волонтерах?
И катастрофа реально огромная. Если вытекло 40% мазута, а нефтетанкеры перевозили по 4 тысячи тонн каждый, то получается, что в море вылилось более 3 тысяч тонн — это вдвое больше загрязнения аналогичной аварии в 2007 году.
Тогда волны в 4-5 метров высотой разломили пополам танкер «Волгонефть-139» – его нос остался с якорем на месте, а корму с экипажем прибило к острову Коса Тузла.
«Это все попало на песчаное побережье Тузлы, на Таманское побережье и часть мазута ушла в сторону Керчи, загрязнив Аршинцевскую косу. Потом это всё собирали в течение 2-3 месяцев. Тысячи тонн мазутно-песчаной смеси утилизировали, а то, что осталось на дне, к весне уже не обнаружили. Всё зависит от того, какой марки был мазут. Более легкий по плотности схож с соленой водой и поднимается на поверхность, тяжелый – ляжет на дно и убрать эти шарики практически невозможно. И это худший вариант, поскольку с побережья их физически можно убрать», – считает зампредседателя крымской ассоциации «Экология и мир», эколог Андрей Артов.
Он напомнил, что в 2007 году мазут вовремя откачали, не допустив повторного загрязнения. Тоже самое необходимо предпринять сейчас:
«Важно это не оставлять и не ждать, чтобы не было новых разломов и разлива. Что касается воздействия, то максимальным оно будет на прибрежную флору и фауну – моллюски, мидии, водоросли, придонные виды рыб, как камбала и кефаль. Улов в следующем году может быть с запахом нефти. А в остальном мазут – это органическое вещество, оно разлагается. Года два будет идти окисление, а полностью биота восстановится только через пять лет»…