Франция в ярости из-за срыва сделки с Австралией. И вот почему
Важно отметить, что подлодки, участвующие в этой сделке, являются ударными АПЛ, в которых используется ядерные энергетические установки. При этом они не будут оснащены ядерным оружием, особенно баллистическими ракетами для подводных лодок. Вполне возможно, что однажды они могут быть оснащены тактическим ядерным оружием (например, торпедами с ядерными боеголовками или крылатыми ракетами), но опять же, ничто не мешает флотам вооружить свои подводные лодки с обычными двигателями таким же ядерным оружием.
В соглашении не указано, откуда взяться австралийским атомным подводным лодкам и по какому классу они будут созданы. Для сведения читателей, в США в настоящее время используются субмарины старого класса Los Angeles и Seawolf и нового класса Virginia (единственный класс подлодок, строящихся в настоящее время в США). В Великобритании используется старый класс Trafalgar и новый — Astute. Согласно недавнему соглашению, США или Великобритания предоставят ядерные реакторы для производства восьми австралийских подводных лодок, которые построят в Австралии. В течение следующих 18 месяцев Канберра проанализирует свои возможности и определит, какие субмарины следует приобрести.
Австралия отменила давнюю сделку по подводным лодкам с Францией, потому что поняла, что субмарины с обычными двигателями больше не смогут противостоять растущему военно-морскому флоту Китая. С 2016 года — когда Австралия и Франция подписали анулированное теперь соглашение — ВМФ Китая продолжал наращивать свою мощь, вероятно, самыми быстрыми темпами для мирного времени. Только за последние пять лет ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) получили второй авианосец, три новых десантных корабля совершенно нового класса и десятки новых эсминцев, фрегатов, корветов и других кораблей. НОАК также все чаще выходит из западной части Тихого океана в Индийский океан, расширяя масштабы потенциального австралийско-китайского противостояния на море.
Современные подводные лодки с традиционными двигателями эффективны, но имеют свои ограничения. Современные подводные лодки класса Collins в Австралии оснащены турбодизельными двигателями и батареями. В результате они могут двигаться со скоростью 10 узлов при плавании на поверхности моря или прямо под ней и до 20 узлов — в погруженном состоянии. Несмотря на то, что эти подводные лодки могут двигаться в два раза быстрее, находясь под водой, они вынуждены часто всплывать на поверхность, чтобы «глотнуть» воздуха для дизельного двигателя и выпустить его выхлопные газы. Очевидно, что это мягко говоря не идеально для военного времени, так как повышает риск обнаружения подлодки противником. Подводные лодки могут работать очень тихо, питаясь от электрических батарей, но плыть зато могут со скоростью всего лишь 4 узла и не долее 120 часов.
А у атомных подводных лодок только одна скорость: быстрая. Обладая изобилием ядерной энергии, американские субмарины класса Вирджиния могут двигаться со скоростью 25 узлов что на поверхности, что под водой. Это позволяет подводным лодкам перемещаться под водой с самого момента выхода из порта и оставаться там до тех пор, пока не вернутся обратно. Преимущества этого очевидны, о чем свидетельствует следующая диаграмма, подготовленная некоммерческим Центром стратегических и бюджетных оценок в Вашингтоне.
На диаграмме сравнивается время, в течение которого дизель-электрическая подводная лодка(ДЭПЛ) может оставаться в районе патрулирования вместо атомной подводной лодки (АПЛ). Дизель-электрические подводные лодки должны тщательно продумывать наиболее экономичный способ добраться до района патрулирования, отделенного от базы, как правило, большим расстоянием, принимая во внимание противолодочные угрозы, размер их топливных баков, погодные условия и другие факторы по пути. Атомные подводные лодки, которые несут достаточно ядерного топлива, чтобы поддерживать их полную мощность в течение десятилетий, ограничены в расстоянии и продолжительности патрулирования только количеством еды и воды, которое они могут нести. Атомные подводные лодки могут не только оставаться в определенном месте в семь раз дольше, чем субмарины с традиционными двигателями, но и способны достигать мест, которые полностью вне досягаемости для дизель-электрических подводных лодок. Это особенно ценно, учитывая расширяющуюся досягаемость китайского военно-морского флота.
Тем не менее, атомные подводные лодки — это, как уже говорилось, только часть сделки. Австралия также получит доступ к крылатым ракетам Tomahawk и JASSM-ER, противокорабельным крылатым ракетам LRASM и ракете Precision Strike Missile армии США. Сделка также будет продолжена в рамках американо-австралийского исследовательского партнерства Southern Cross Integrated Flight Research Experiment (SCIfire) по разработке гиперзвуковой ракеты австралийского производства. Хотя Франция производит крылатые ракеты SCALP, ей не хватает противокорабельной ракеты большой дальности с полезной нагрузкой, которая может нанести серьезный ущерб большому военному кораблю, например китайскому авианосцу. Она также отстает в технологии гиперзвуковых ракет.
Австралия должна была заплатить 66 миллиардов долларов за 12 подводных лодок французской конструкции, или более 5 миллиардов долларов за подводную лодку (первоначальная цена составляла 40 миллиардов долларов). Хотя это включает в себя стоимость установки производственных линий, инфраструктуры и средств для обслуживания вспомогательного флота в Австралии, все же это чрезвычайно высокая цена всего за 12 подводных лодок. Военно-морской флот США мог бы купить до 20 высокопроизводительных атомных подводных лодок класса Вирджиния по той же цене, хотя это, конечно, сравнение «яблок с апельсинами», потому что ВМФ не придётся оплачивать расходы на инфраструктуру.
Первая французская подводная лодка должна была поступить на вооружение только в начале 2030-х годов. За это время характер стратегической угрозы Австралии может значительно измениться. Австралию также явно подкупила перспектива укрепления военных связей с Соединенными Штатами и Великобританией — облалателями самых мощных военно-морских сил в мире. Сообщается также, что Канберра была недовольна медленными темпами разработки подводных лодок во Франции и тем фактом, что цена взлетела на 50 процентов за пять лет, а до того, как одна подводная лодка войдет в воду, оставались еще годы и годы.
Весь эпизод — урок не только в вопросах закупки военной техники, но и во взаимоотношениях между заказчиком и подрядчиком. Цикл разработки был настолько длинным, что требования Австралии к подводным лодкам изменились, а ошеломляющее увеличение стоимости означало, что глаза Австралии будут икать что подешевле. Короче говоря, Франция не смогла порадовать своего заказчика и в конечном итоге потеряла контракт. Хотя сделка с США и Великобританией не будет дешевле (а вполне может стоить даже ещё больше денег), она обещают Австралии более подходящие корабли.