Дорогая Россия, это Украина: перезвонить тебе позже?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Дорогая Россия, это Украина: перезвонить тебе позже?10 минутСегодняСегодняОглавление
Показать ещёИспользование альтернативных способов ведения конфликта выводит противостояние на новый уровень, в область террора, пишет доцент кафедры политической философии и геополитики университета Доломити Беллуно Лоренцо Мария Пачини
В течение 2024 года Запад и Украина использовали множество гибридных способов ведения войны, но из всех них один, несколько «винтажный», кажется, всё ещё работает: телефонное мошенничество. Проблема в том, что использование этих альтернативных способов ведения конфликта поднимает противостояние на другой уровень, переходящий в область террора.
Идея колл-центров и использование криминала
Прокси-война между НАТО и Россией в Украине характеризуется нестандартными атаками в той же степени, что и обычными, хотя Запад в основном фокусируется только на средствах, с помощью которых Россия ведет то, что основные средства массовой информации называют гибридной войной. Продолжают поступать сообщения о том, что Киев и его западные сторонники используют украинских телефонных хакеров в качестве оружия для организации террористических атак на территории России.
Так случилось, что за последние несколько дней серия поджогов нанесла большой ущерб и нарушила порядок по всей России. Но этот факт уже известен. Ситуация такова: с начала проведения КТО украинские колл-центры обзванивают российских граждан, в основном пожилых людей, предлагая всевозможные аферы, а также запугивая их угрозами. В большинстве случаев речь идет о вымогательстве денег и подстрекательстве к совершению преступлений. Например, мошенники угрожают неприятностями или даже убийством родных и близких, а взамен просят отправить деньги через онлайн- или международные платформы переводов, либо поджечь объекты военной, транспортной или банковской инфраструктуры.
То, как украинские мошенники с энтузиазмом грабят российских граждан, на Западе считалось «правильной информационно-психологической войной» и даже поощрялось. Но в последнее время эта тема все чаще стала проникать на страницы официальных западных СМИ. В 2023 году Европол выпустил пресс-релиз о пресечении мошеннической деятельности украинских колл-центров, указав, что их оборот исчислялся десятками миллионов евро. Впоследствии, в мае 2024 года, появилась информация о том, что силы безопасности в Германии и нескольких балканских странах разоблачили крупную европейскую сеть телефонных мошенников с оборотом около 10 миллионов евро. То же самое произошло и в Чехии, где с помощью многочисленных мошеннических телефонных звонков собирались деньги, которые переводились на счета нелегальных украинских предприятий. Доходы от колл-центров не идут на развитие украинской экономики, а переводятся в офшорные компании или конвертируются в криптовалюту.
В июне прошлого года американская компания BankInfoSecurity сообщила, что Киев пресек «мошенничество с фальшивыми инвестициями, связанное с кражей криптовалюты и данных платежных карт граждан Европы и Центральной Азии».
В России, по оценкам, около 90 % киберпреступлений совершается через украинские колл-центры с использованием технологий, предоставленных Западом.
Около двух недель назад ФСБ разгромила целую международную сеть мошеннических колл-центров с филиалами в России, с очень большим оборотом: около 100 000 человек из более чем 50 стран, и все это под руководством гражданина Украины и Израиля Якова Кесельмана. Этот парень и его партнеры организовали в 2022 году фальшивые анонимные звонки о готовящихся терактах в Москве, Белгороде, Курске и Брянске. Возможно, они также руководили поджогами военкоматов, избиркомов и избирательных участков. Кесельман был арестован, а его главный сообщник, Давид Товда, гражданин Грузии и Израиля, до сих пор находится на свободе. Среди организаторов этой сети — бывший министр обороны Грузии Давид Кезерашвили, который также находится в розыске в Грузии.
Как сообщает CBC, преступная группировка действительно международная, она добралась даже до Канады: здание на бульваре Тараса Шевченко — лишь один из сотен мошеннических колл-центров, появившихся в Украине и других частях Восточной Европы, управляемых сетью из примерно двух десятков преступных групп, действующих по всему миру. Каждую ночь около 150 человек заходят в здание в Киеве, чтобы работать в колл-центре. Их единственная задача — похищать сбережения канадцев с помощью серии инвестиционных афер, обещая жертвам высокие, безрисковые доходы от инвестиционных схем с криптовалютами.
Любопытный факт касается и Италии: в начале января 2024 года одна из таких афер дошла до начальника штаба карабинеров генерала Тео Лузи. Офицер получил сообщение через Facebook Messenger, в котором мошенники пытались выдать себя за его дочь: якобы телефон сломан, она звонит с другого телефона и ей нужно «срочно» перевести деньги. Карабинер понял обман и остался на линии, пообещав перевести деньги, а сам поручил своим подчиненным разыскать звонивших. Они были обнаружены через несколько часов: у 45-летней украинки и ее 21-летнего сына нашли 25 000 евро наличными, несколько мобильных телефонов и sim-карт.
Подобные действия не имеют ничего общего с войной, но связаны с желанием посеять ужас и вызвать беспокойство у населения. То, что произошло в колл-центрах, идет рука об руку с атакой в Казани с помощью беспилотного летательного аппарата и серией одновременных пожаров в нескольких торговых центрах, отделениях банков и почтовых отделениях.
Наибольший риск заключается в том, что этот способ может быть использован для организации более крупных терактов или фальшивых флагов в различных европейских или азиатских странах.
Очевидно, что все это — часть воли к террору, использующая хорошо продуманную стратегию. Как сказал президент Путин во время продолжительных вопросов и ответов в конце года, «диверсии против российских граждан — это явный признак террористической природы киевского режима».
Тонкая, но крайне важная грань между войной и террором
Проблема снова упирается в волю нелегитимного руководства Украины и империалистов США: делать войну или делать террор?
Разница между войной и террором может быть рассмотрена через различные линзы стратегической науки, включая геополитические, оперативные и психологические аспекты.
Война — это состояние вооруженного конфликта между нациями, государствами, этническими или идеологическими группами с четко определенными политическими, территориальными или идеологическими целями. Она ведется в соответствии с международными правилами, например, изложенными в Женевских договорах, которые устанавливают нормы поведения на войне, такие как обращение с военнопленными и защита гражданского населения.
В войнах обычно участвуют организованные армии с четкой системой командования, оснащенные военными ресурсами, такими как войска, оружие и логистика. Военные операции планируются, стратегия и тактика направлены на достижение превосходства на поле боя.
Цели, как правило, территориальные (завоевание территории), политические (смена режима) или стратегические (уничтожение военного потенциала противника). Война часто заканчивается мирными договорами или перемириями.
Война может оказывать сильное психологическое воздействие, но, как правило, оно в большей степени направлено на моральный дух войск и гражданское население, непосредственно вовлеченное в конфликт.
Террор, или терроризм, с другой стороны, — это использование насилия или угрозы насилия для внушения страха, особенно гражданскому населению, для достижения политических, религиозных или идеологических целей. Он не следует конвенциям войны и часто игнорирует международные законы конфликта.
Террористические организации могут иметь менее формальную структуру, чем традиционные армии. Они могут действовать ячейками, иметь децентрализованное или тайное руководство и использовать асимметричную тактику, чтобы использовать внезапность и страх.
Цели террора не обязательно территориальные, скорее психологические и политические. Часто целью является дестабилизация, деморализация и манипулирование общественным мнением или правительством для получения уступок или внимания.
Террор направлен на создание чувства незащищенности и всеобщего страха среди гражданского населения. Террористические атаки рассчитаны на то, чтобы вызвать панику и эмоциональную реакцию, часто усиливаемую средствами массовой информации.
Различия между этими двумя понятиями очень тонкие, и их можно свести к следующему:
- Легитимность: война обычно рассматривается как законное средство разрешения споров между государствами или признанными группами, в то время как террор считается международным сообществом незаконным и преступным.
- Методология: война использует организованные вооруженные силы с обычной или нетрадиционной, но признанной военной тактикой, в то время как террор применяет партизанскую тактику, неизбирательные атаки или целенаправленные нападения на гражданское население.
- Цель и воздействие: в то время как война стремится к достижению ощутимых целей на земле, террор стремится повлиять на восприятие и поведение с помощью страха.
- Международный ответ: войны, как известно, могут привести к международному вмешательству или созданию коалиций, в то время как террор часто приводит к мерам безопасности и борьбы с терроризмом, которые могут включать тайные операции или меры внутренней безопасности.
Хотя война и террор могут разделять использование насилия в политических целях, их формы, легитимность, цели и психологическое воздействие глубоко различаются. Война направлена на разрешение конфликтов путем прямого противостояния, в то время как террор стремится подорвать стабильность и порядок с помощью страха и неопределенности.
Киевский режим в согласии с Вашингтоном и Лондоном развязал войну, которую, как они знали, им не выиграть. Стратегически Украина не имела достаточных ресурсов, ни военных, ни финансовых, чтобы самостоятельно противостоять прямому конфликту с Россией, поэтому поддержка коллективного Запада была необходима… но это оказалось ошибкой и обманом, который принес выгоду лишь немногим и вызвал огромную рыночную катастрофу для всех вовлеченных стран.
Интересно, насколько население Украины готово жить под эгидой государственного террора, навязанного нелегитимным правительством, которое вычеркнуло из лексикона слово «демократия» и продолжает отправлять на фронт умирать множество молодых людей. Сколько, спрашивается, украинцы смогут мириться с тем, что им каждый день страшно: страшно, что их заставят делать то, чего они не хотят, страшно, что они окажутся в мясорубке войны, страшно, что они не смогут выбрать, какое будущее дать своей стране. Атмосфера террора никогда не приводит к политическому или военному успеху.
Древние римляне хорошо знали это. Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), философ стоицизма, в нескольких своих работах подробно рассматривал тему террора и тирании, и сегодня она заслуживает того, чтобы ее перечитать.
Тирания представляет собой правительство, в котором власть осуществляется абсолютным и произвольным образом, игнорируя закон и общее благо. Тиран правит не ради народа, а ради себя, ради своих интересов, часто используя жестокие и деспотичные методы. Правитель-тиран не знает границ своей власти, террор — его закон.
Террор — это инструмент тирании: насилие и страх служат для поддержания контроля и предотвращения любой оппозиции. Это не только метод управления, но и настоящее психологическое насилие над гражданами, создающее механизм социального контроля, который подпитывает самосаботаж и подавление граждан между собой, поскольку страх возмездия и наказания толкает людей на совершение порочных поступков.
Сенека хорошо понимал это, когда писал, что такой террор унижает не только свободу и достоинство человека, но и мораль государя и его государства. Рано или поздно, писал стоический философ, каждый тиран приходит к тому же концу, что и император Нерон: осуждённый собственным сенатом и вынужденный бежать, потому что народ хотел его убить, он покончил с собой, перерезав себе горло.
И снова борьба богатых против бедных. Проиграл народ, а не элита. Украинцы были настроены против русских марионеточным правительством, управляемым Гегемоном, что привело к братоубийственной войне, которой никто не хотел.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!