АЗС в минусе: почему российские заправки продают бензин себе в убыток
Российский топливный рынок столкнулся с уникальной ситуацией: автозаправочные станции по всей стране продают бензин, фактически работая в убыток. Парадоксальная экономическая реальность, при которой продажа каждого литра топлива приносит владельцам АЗС убытки, сложилась на фоне резкого роста оптовых цен при законодательно сдерживаемых розничных котировках. Эксперты фиксируют эту аномалию уже второй месяц подряд, что создает серьезное давление на всю топливную розницу.
Согласно актуальным данным исследовательской группы «Петромаркет», по состоянию на 19 сентября 2025 года средняя по стране чистая маржа торговли бензином на АЗС находится глубоко в отрицательной зоне. Каждый проданный литр бензина АИ-92 приносит автозаправочным станциям убыток в размере 4,3 рубля, тогда как по бензину АИ-95 убыток составляет 3,8 рубля за литр. Эта тревожная тенденция наблюдается экспертами на протяжении нескольких недель и демонстрирует устойчивый характер.
Ситуация с отрицательной рентабельностью не является внезапной — еще в августе аналитическая компания «Эйлер» фиксировала схожую картину. По данным их исследований, средняя маржа АЗС в августе составляла минус 3,5 рубля за проданный литр топлива, причем по бензину АИ-95 убытки достигали рекордных 7 рублей на литр. Такой продолжительный период отрицательной рентабельности свидетельствует о системных проблемах в ценообразовании на топливном рынке.
«Основная причина убытков АЗС — увеличение оптовых цен на бензин при стагнации розничных. Мы видим риски роста розничных цен, пока маржа АЗС находится в отрицательной зоне», — отмечают эксперты аналитической компании «Эйлер».
Ценовые ножницы: разрыв между оптом и розницей
Ключевой причиной сложившейся ситуации аналитики называют существенный рост оптовых цен на бензин при фактической стагнации розничных котировок. В августе 2025 года оптовая стоимость АИ-95 увеличилась на 8% по сравнению с июлем, тогда как розничные цены практически не изменились. Этот дисбаланс привел к сокращению валовой маржи АЗС до отрицательных значений и поставил под удар экономическую эффективность всего розничного топливного сектора.
Особенностью текущей ситуации является то, что проблема с отрицательной рентабельностью затрагивает не только традиционно уязвимые независимые АЗС, но и заправки крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) . Как отмечают источники на топливном рынке, перед крупными игроками стоит негласная задача по сдерживанию розничных цен на топливо в пределах инфляции, что в условиях растущих оптовых цен неминуемо ведет к сокращению маржинальности.
По данным на 8 сентября, согласно информации Росстата, бензин с начала года подорожал на 7,2% при общей потребительской инфляции 4%. Цены на дизельное топливо выросли за этот же период на 2,3%. Такой сдержанный рост розничных цен на фоне взлетевших оптовых котировок и создал пресловутые «ценовые ножницы», режущие прибыль автозаправочных станций.
Отраслевые особенности: дизель как исключение
Интересно, что негативная тенденция затрагивает исключительно бензиновый сегмент рынка. Ситуация с дизельным топливом складывается совершенно иначе — здесь АЗС демонстрируют стабильно положительную маржу. По данным «Петромаркет», автозаправки в среднем зарабатывают 6,5 рубля с каждого проданного литра дизельного топлива . Еще в августе, согласно информации от «Эйлер», маржа по дизтопливу и вовсе составляла 10,1 рубля за литр.
Такой разрыв в рентабельности между бензином и дизельным топливом объясняется разной рыночной динамикой и отличиями в механизмах государственного регулирования. Как отмечают аналитики, власти обладают большим ресурсом для сдерживания цен именно на дизельное топливо, поскольку на экспорт идет около 40% его производства против лишь 13% у бензина. Это предоставляет регуляторам дополнительные рычаги влияния на баланс внутреннего рынка.
Оптовые цены на дизельное топливо действительно демонстрируют рост — за неделю середины сентября котировки прибавили более 5%, обновив максимумы с начала года. Однако этот рост не привел к отрицательной рентабельности розничных продаж, что подчеркивает специфику именно бензинового сегмента как наиболее проблемного в текущих условиях.
Структурные проблемы и региональные дисбалансы
Глубокая причина ухода рентабельности АЗС в отрицательную зону кроется в фундаментальных отраслевых проблемах. По мнению главного аналитика по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Пролеум» Андрея Дьяченко, дорогое заемное финансирование и отсутствие устойчивого роста спроса на бензин привели к тому, что АЗС в этом сезоне не сформировали крупные запасы и «работали с колес».
Относительно краткосрочные всплески локального спроса наложились на осложнения с отгрузками на НПЗ, что и спровоцировало рост цен в мелком опте. Как отмечает эксперт, в проблемных южных регионах разница между мелкооптовыми и крупнооптовыми ценами достигает 10–15 тысяч рублей на тонну, то есть 7–10 рублей на литр. При таких условиях даже комбинирование покупок на бирже и на нефтебазах не позволяет АЗС выйти в положительную рентабельность.
Сергей Кауфман, аналитик «Финама», добавляет, что создание запасов на АЗС заранее перед высоким сезоном, в период сниженных оптовых цен, не всегда реализуемо из-за «непредсказуемости кризисов и ограниченных мощностей по хранению топлива». Эта структурная проблема особенно остро затрагивает независимые автозаправочные станции, которые в кризисные периоды могут устанавливать цены значительно выше, чем на заправках ВИНК.
Государственное регулирование и демпферный механизм
Важным фактором, влияющим на экономику топливного рынка, остается система государственного регулирования, в частности, демпферный механизм. Для крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний розничные продажи топлива генерируют незначительную часть доходов по сравнению с основными направлениями их деятельности — добычей и нефтепереработкой. Кроме того, ВИНК опираются на поддержку государства в виде выплат в рамках демпферного механизма, что помогает поддерживать и нефтепереработку, и розничный сегмент.
В августе 2025 года маржа по дизельному топливу сократилась как для внутренних продаж, так и для экспорта. Основной причиной аналитики называют снижение стоимости дизтоплива в Европе, которое напрямую уменьшило маржу экспорта, а также привело к сокращению демпферных выплат.
Замглавы Минфина Алексей Сазанов 15 сентября сообщил, что ведомство согласилось с предложением о повышении порога отсечения для выплат топливного демпфера. По его словам, допустимое отклонение цен на бензин будет увеличено с 10% до 20%, на дизтопливо — с 20% до 30%. Окончательное решение о сроках вступления изменений в силу будет принято на правительственном уровне с учетом бюджетных ограничений.
Перспективы рынка: ожидать ли роста розничных цен?
Текущая ситуация с отрицательной рентабельностью АЗС создает естественное давление в сторону роста розничных цен на бензин. Аналитики «Эйлер» прямо предупреждают о рисках роста стоимости топлива в рознице на фоне того, что маржа АЗС находится в отрицательной зоне . Экономическая логика подсказывает, что продолжительная работа в убыток невозможна для любого бизнеса, и топливная розница не станет исключением.
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что дальнейшая динамика цен будет зависеть от множества факторов: сроков и объемов восстановления производственных мощностей НПЗ, эффективности государственных регулирующих мер, сезонной динамики спроса и общей экономической конъюнктуры. Пока же ситуация остается напряженной, а автозаправочные станции продолжают работать в режиме экономически необъяснимой, но вынужденной стратегии.
Парадокс российского топливного рынка заключается в том, что в стране с одним из крупнейших в мире уровней добычи нефти автозаправочные станции вынуждены продавать бензин себе в убыток. Эта ситуация наглядно демонстрирует сложность балансирования между интересами потребителей, бизнеса и государства в условиях регулируемого рынка углеводородов.