В Казахстане сомневаются в ОПЕК+ и… сближаются с позицией не только Анголы?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>В Казахстане сомневаются в ОПЕК+ и… сближаются с позицией не только Анголы?4 минуты13 прочтенийВчераВчера
ОПЕК и её союзники вступают в 2025 г. со значительной степенью непредсказуемости фундаментальных факторов перспектив нефтяного рынка, отмечает специализированный телеграм-канал Буровая: «Предстоящее президентство Дональда Трампа создает еще одну проблему для альянса ОПЕК+, стремящегося стабилизировать цены на нефть в условиях нестабильности геополитики». Общий консенсус рынка предполагает сильный избыток предложения на рынке нефти в 2025 г., что, вероятно, является причиной низкого позиционирования рынка и цен на нижней границе торгового диапазона 2024 г., указывается в записке швейцарского инвестиционного банка UBS. На «избыток предложения» сетовал и член иранской делегации ОПЕК+ Афшин Джаван, по словам которого, «стратегия поддержания цен фактически способствовала росту предложения за пределами группы, особенно со стороны США».
«Цены на нефть могут упасть до 50 долл. за баррель, если такие страны, как Казахстан и Ирак, не будут соблюдать квоты, согласованные в ОПЕК+», – заявил в начале октября с.г. министр нефти Саудовской Аравии Абдулазиз бин Салман, пишет The Wall Street Journal. При этом министр упомянул Ирак, где, по данным S&P Global Ratings, только в августе перепроизводство составило почти 400 тыс. баррелей в день, и Казахстан, добыча которого, как ожидается, вырастет ещё существеннее – на 260 тыс. барр. / сутки – с запуском в 2025 г. добычи на полностью освоенном месторождении Тенгиз.
Казахстан начал добывать нефти больше, чем согласовал в рамках ОПЕК+, в 1-м квартале 2024 года. В Минэнерго республики тогда обещали нефтяному картелю компенсировать перепроизводство нефти до мая включительно, но позже продлили этот процесс, причём на неопределённое время.
В рамках обязательств компенсации высокой нефтедобычи по соглашению ОПЕК+ в Астане планировали наибольшее её снижение в октябре текущего года сразу на 38% от общего объема, или 265 тыс. баррелей в сутки, сообщил в конце августа глава управления добывающими активами компании «КазМунайГаз» Жигер Жокебаев. Этого планировалось добиться за счет ремонтных работ на месторождении Кашаган, но реальный объем снижения к середине декабря не превысил 40% от заявленного.
Несмотря на недавний вброс Bloomberg о грядущем конфликте с ОПЕК, Минэнерго Казахстана твёрдо заявляет, что добыча нефти в 2025 году планируется в соответствии с обязательствами по Соглашению ОПЕК+ и планом компенсации за сверхнормативную добычу, произведенную ранее. И тем не менее, нельзя отрицать, что в сложившейся ситуации у определённых кругов в республике возникло стремление покинуть ОПЕК+, что, в случае реализации подобного сценария, будет чревато неизбежными последствиями для всего нефтяного рынка. Так, директор аналитической компании PACE Analytics Аскар Исмаилов считает, что «Казахстан не нуждается в ОПЕК+, а ОПЕК+ не нуждается в Казахстане. ввиду малых казахстанских объемов добычи-экспорта в сравнении со многими другими участниками этих структур. Но если не придерживаться согласоваванных с ОПЕК+ квот, тогда Саудовская Аравия сильно поднимет добычу и цена на нефть резко упадет. А тогда это почувствуют Россия, Казахстан, Иран и другие страны, очень сильно завязанные на доходах от нефти. Поэтому нужно не доводить Саудовскую Аравию до точки кипения».
Более категоричное мнение у казахстанского нефтегазового аналитика Олега Червинского: «В следующем году вырастет добыча на Тенгизе, причем значительно – порядка на 250 тыс. баррелей в сутки. Как Казахстан в этом случае будет выходить из положения, учитывая, что соглашение о снижении нефтедобычи еще раз продлили до апреля, не совсем понятно. Нельзя исключать вариант, что Казахстан выйдет из сделки: у минэнерго РК нет никаких рычагов влияния на Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Министерство не может заставить их сдерживать нефтедобычу: её сдерживают только ремонтные работы или аварии». Кроме того, «в условиях госбюджетного дефицита Казахстан заинтересован больше поставлять нефти на экспорт».
Напомним, ещё в конце 2023 г. вышла из ОПЕК Ангола (прекратив сотрудничество в рамках ОПЕК+) как раз потому, что квоты по добыче, по мнению властей Луанды, определяются в пользу сохранения выгодных квот для основных производителей-экспортёров, в том числе для «нефтяных» монархий Аравии. При этом абсолютно не учитывается, что доходы от нефтеэкспорта многих развивающихся стран востребованы для развития там нефтепепереработки / нефтехимии и, стало быть, для индустриализации экономики-экспорта.
Соответственно, Ангола не единожды предлагала активнее повышать квоты для таких стран и в большей мере сокращать квоты для основных нефтедобывающих стран, поскольку добыча / экспорт стран из первой группы (в отличие от второй) не столь существенно влияют на мировые нефтяные цены. Но такая позиция не получила поддержки среди ведущих производителей чёрного золота, что вполне логично. Кстати, по той же причине саму ОПЕК покинули Индонезия (2017 г.), Эквадор (2020), Катар (2019), Тринидад и Тобаго (1977). Из-за того же в ОПЕК в 1995-2016 гг. не участвовал Габон (один из учредителей ОПЕК), представители которого, снова вступившего в ОПЕК, как и в рамках ОПЕК+ придерживаются позиции, схожей с ангольской и позицией упомянутых стран. По той же причине в этих структурах не участвует Оман, довольствуясь в них статусом наблюдателя.
В основном, аналогичная оценка квотовой политики ОПЕК и ОПЕК+ у большинства стран-участниц созданной в 1968 г. Организации арабских стран-экспортеров нефти («асадовская» Сирия, Египет, Бахрейн, Катар, Тунис, ОАЭ). Эта структура формировалась, напомним, по инициативе участвующих в ОПЕК Ирака, Катара и не участвующих в ОПЕК Египта, Бахрейна, Сирии, Туниса и британского доминиона Договорный Оман (с 1972 г. – ОАЭ) для сдерживания ОПЕК-овского, особенно саудовско-кувейтского «монополизма» в добывающей и экспортной политике. Однако вскоре в ОАПЕК вошли такие члены ОПЕК Саудовская Аравия, Кувейт, а также Алжир, Ливия…
Алексей Балиев