Авиакатастрофа самолёта AZAL: Алиев задаёт новый формат отношений с Россией

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Авиакатастрофа самолёта AZAL: Алиев задаёт новый формат отношений с Россией8 минут22 прочтенияВчераВчераАвиакатастрофа самолёта AZAL: Алиев задаёт новый формат отношений с Россией

Для чего президент Азербайджана предвосхищает результаты ещё не завершённого расследования?

Не прошло и недели после трагедии с бортом Azerbaijan Airlines близ казахстанского Актау, как азербайджанский президент Ильхам Алиев де-факто предъявил ультиматум Москве в вызывающей, мягко говоря, форме. Многие в России восприняли заявления лидера соседней страны как незаслуженное оскорбление в сторону государства.

В авиакатастрофе 25 декабря пострадали граждане в том числе и России. Однако именно официальный Баку устами своего лидера решился на резкие выпады в адрес российского руководства.

Так, в воскресном эфире телеканала AzTV вышло интервью Алиева, которое сразу же стало разбираться на цитаты. Пожалуй, лишь отдыхающий на заморских пляжах не высказался на эту тему. Во второй половине дня соцсети бурлили возмущением, а говорящие головы соревновались в воинственности высказываний, намекая даже на готовность пойти в международные судебные инстанции.

В этот же день состоялись переговоры Владимира Путина и Ильхама Алиева. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков сообщил, что президенты «в телефонном разговоре продолжили обсуждение различных вопросов, связанных с авиакатастрофой самолета "Азербайджанских авиалиний"».

Накануне скандального телеинтервью, 28 декабря, в ходе телефонного разговора «Владимир Путин принёс свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве России, и ещё раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. В разговоре было отмечено, что следовавшее чётко по расписанию азербайджанское пассажирское воздушное судно неоднократно пыталось зайти на посадку в аэропорт города Грозный. В это время Грозный, Моздок и Владикавказ атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты, и российские средства ПВО отражали эти нападения».

Также сдержанный комментарий 29 декабря опубликовал российский Следком по итогам разговора главы СК РФ Александра Бастрыкина с генпрокурором Азербайджана Камраном Алиевым, обсудившими ход расследования обстоятельств крушения самолёта «Азербайджанских авиалиний». В частности, было упомянутого о «налаженном всестороннем взаимодействии российских следователей и криминалистов с коллегами из следственно-оперативных групп Азербайджанской Республики и Республики Казахстан».

Бастрыкин заверил, что с российской стороны привлечены наиболее опытные сотрудники центрального аппарата СК РФ в сфере расследования авиапроисшествий, оснащенные передовой криминалистической техникой.

«Он добавил, что проводится комплекс следственных действий, цель которых – установить все причины и обстоятельства произошедшей трагедии, – отметили в СК РФ. – В ходе разговора стороны определили первостепенные задачи в рамках плана совместного расследования. При этом они выразили готовность к дальнейшему всеобъемлющему сотрудничеству».

До телеинтервью Алиева и Москва, и Баку демонстрировали нормальный, уважительный формат отношений. Трагедию лайнера Embraer 190 компании Azerbaijan Airlines никто не замалчивал. Наоборот – Москва признала ответственность за случившееся, выразила официальные соболезнования и безотлагательно приступила к расследованию в рамках возбуждённого в день трагедии уголовного дела. При этом изначально было налажено сотрудничество с азербайджанскими и казахстанскими коллегами.

Не только деньги любят тишину. Любят её криминалисты и многие другие профессионалы своего дела, которым медийная шумиха мешает качественно делать свою работу. Особенно когда речь идёт о межгосударственном формате с таким поводом, как трагедия рейса Баку – Грозный.

Наиболее содержательный комментарий по этому поводу дал 27 декабря глава Росавиации Дмитрий Ядров. Он рассказал, что в тот день «был плотный туман, на высоте 500 метров не было видимости». Однако не только погодные условия помешали командиру борта завершить две попытки приземлиться, после чего именно он принял решение лететь не в другие предложенные аэропорты, а именно в Актау:

«Обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной. Украинские боевые беспилотники в это время предпринимали террористические атаки на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ. В связи с этим в районе аэропорта Грозный вводился режим "Ковер", предусматривающий немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства».

Авиакатастрофа самолёта AZAL: Алиев задаёт новый формат отношений с Россией

Однако Алиев через день представил ситуацию совершенно иначе. Он признал, что бортовые самописцы самолёта («чёрные ящики») ещё не вскрыты. Однако в Баку уже явно назначили и виновного в якобы бесчестном стремлении замять дело, и выдвигают требования:

Однако Алиев через день представил ситуацию совершенно иначе. Он признал, что бортовые самописцы самолёта («чёрные ящики») ещё не вскрыты. Однако в Баку уже явно назначили и виновного в якобы бесчестном стремлении замять дело, и выдвигают требования:

«Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия чёрных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованы и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Это первое повреждение, нанесенное самолету».

Второе повреждение, по славам Алиева, было сделано в результате обстрела с земли. Он также отметил, что в первые три дня он якобы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий.

Вероятно, под таковыми понимаются факторы птиц – как это было констатировано южнокорейскими экспертами при крушении 29 декабря южнокорейского Boeing 737-800 рейса 7C 2216 авиакомпании Jeju Air в Муане. Впрочем, как и во многих других случаях, которые никто бредом не называл даже после того, как эта рабочая версия отпадала.

Расследование ещё идёт, а Алиев уже во всём разобрался. Он уже решил, какое место в выводах экспертов будет у птиц, какое – у кислородного баллона.

«Повторяю: после того как черные ящики будут открыты и когда мы получим более детальную информацию, всплывут все подробности и прояснятся многие моменты, которые сегодня пока вызывают вопросы. К примеру, почему самолет не смог приземлиться в городе Грозный? В какой степени средства радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом? Насколько действенны были последствия удара в воздухе и взрыва рядом с самолетом? Потому что должен также отметить, что попытки отрицать этот очевидный факт и завуалировать его в данном случае – это и абсурд, и глупость».

Глава Росавиации 27 декабря уже говорил об этом, сказав больше, чем обычно в подобных случаях. Все ждут заключения экспертов – вероятно, кроме Алиева. Он уже решил, что «самолет был сбит Россией» и лишь благодаря героизму пилотов есть выжившие.

Героизм пилотов бесспорен. Кстати, их Алиев разделил на две категории, наградив выживших орденом, а их коллег с этого же лайнера – посмертно – званием национальных героев.

Два важных фрашмента интервью – это требования Алиева к России и фактор украинских БПЛА, упомянутых Ядровым.

«Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы. Здесь нет каких-либо чрезвычайных требований или вопросов, это основано на международном опыте и принципах нормального человеческого поведения».

На самом деле международный опыт и нормальное поведение говорят в пользу необходимости дождаться заключения экспертов, а уж потом выдвигать ультиматумы, тем более – в оскорбительной форме. В этом ответственность и политическая культура главы государства, если он сам не понижает планку до уровня плинтуса, как это сделал Владимир Зеленский и следом за ним некоторые другие, в том числе в ЕС.

Чрезвычайный и полномочный посланник II класса Михаил Демурин напоминает о некоторых сюжетах о которых Ильхам Алиев предпочитает не упоминать в нацеленных на российскую аудиторию комплементарных интервью:

«Гибель экипажа нашего вертолёта, сбитого азербайджанцами на территории Армении в 2020 году, спустили на тормозах, расстрел азербайджанцами наших офицеров-миротворцев в Нагорном Карабахе в 2023-м (а ведь ту инспекционную группу, увидевшую, судя по всему, то, что, по мнению азербайджанских военных, они не должны были увидеть, возглавлял не много не мало заместитель командующего миротворческим контингентом, капитан первого ранга Иван Ковган) тоже проглотили, причём, насколько я понимаю, не удостоверившись, что исполнители и, главное, те, кто отдал соответствующий приказ, понесли наказание. О поддержке, которую Баку оказывает нашим врагам, нацистскому режиму в Киеве, и о молчании Москвы по этому поводу в данной связи тоже надо сказать. Так себя вести нельзя – слабость и даже излишнюю вежливость в международных делах не прощают».

На это же обратили внимание и многие другие российские публичные персоны. Например, Олег Царёв в своём телеграм-канале тоже припомнил расстрел российских миротворцев в Карабахе и гибель двух пилотов уничтоженного азербайджанской армией МИ-24 в небе над Арменией.

«Судорожно пытаюсь вспомнить были ли какие-то компенсации от Азербайджана убитым миротворцам в Карабахе или сбитым вертолетчикам в Армении. Но это безусловно другое», — заметил со своей стороны автор телеграм-канала Alex Parker Returns.

Таких комментариев очень много. Алиеву припоминают многое, платя ему его же монетой. Справедливо, потому что все три заявленных азербайджанским лидером условия он сам не выполнял ранее. Во всяком случае, даже в Баку не могут назвать ни статей УК, ни осуждённых по ним убийц российских офицеров.

Зеленский звонил Алиеву после катастрофы AZAL в Казахстане. При этом ни Киев, ни Баку даже не обмолвились о факторе украинских БПЛА, из-за которых азербайджанский «Эмбраэр» так и не смог приземлиться в столице Чечни и, вероятно, был воспринят как цель во время атаки ВСУ.

Спецслужбы Азербайджана, похоже, знают ответ на этот вопрос. Многое указывает на тщательную подготовку теракта, в чём немало поднаторели ГУР Минобороны Украины и СБУ.

Алиеву надо продавать нефть в ЕС и это будет сложно делать в дальнейшем, если бы он сейчас не избрал тот формат отношений с Россией, который публично продемонстрировал в интервью 29 декабря.

Несомненно, траурный контекст скажется на том, как Москва отреагирует на интервью Алиева. Вместе с тем, никто не выиграет, если заданный официальным Баку формат межгосударственных отношений станет нормой.

Андрей Селицкий