В Абхазии даже «в леса протянуты кабели с дармовым электричеством». А в России поднимают тарифы в два-три раза
В Абхазии вновь богатеют на нашем электричестве. Республика после возобновления гуманитарных поставок электроэнергии из России превращается в рай для криптовалютчиков. Ощущение полной свободы майнерам портят только местные активисты, которые призывают разрушать подпольные фермы, часто оставляющие без света местные поселки.
«Жужжат» аулы, горы и пещеры
В конце декабря Россия вновь стала поставлять электричество в Абхазию. В местных соцсетях на это отреагировали так:
Теперь света не будет только два часа днем и два часа ночью. Долой генераторы. Не долго русские характер показывали…
Ранее и. о. президента Абхазии просил Москву о гуманитарной поставке, мол, республика загибается, свет приходится отключать по 11 часов в сутки. И вот электричество дали. И что?
В Сети появилось видео, где слышно, как по ночам со всех концов солнечной республики доносится монотонное потрескивание оборудования криптовалютчиков, «добывающих» виртуальные деньги.
Целые села гудят, жужжат горы и пещеры, в леса протянуты кабели с дармовым электричеством, леса тоже жужжат,
– свидетельствует один из польских туристов, попавший в Абхазию.
Абхазия во время курортного сезона. Фото: Наталья Корниенко
Это группа мощных компьютеров, потребляющих большое количество энергии. С помощью «фермы» майнеры решают сложные математические задачи, помогающие находить новую уникальную последовательность (код). Новая последовательность и является самой валютой.
Последовательность символов не простая, а подчиняется определенным правилам, помогающим создавать новые виртуальные деньги.
Ферма работает по одному алгоритму и, как только находит последовательность, которой еще не было, отправляет провайдеру этой валюты. За это майнеры получают вознаграждение также в виде криптовалюты.
Нельзя сказать, что абхазы не понимают опасной ситуации, в которой оказалась страна, став садом для майнеров. Многие настроены решительно и обещают устроить проблемы злосчастным фермам криптовалютчиков.
Пришла беда, мы опять во тьме, страну захватывают пираты-майнеры. Переходим к решительным действиям,
– пишет общественник Ираклий Ачабаев.
При этом он просвещает население о существующей угрозе. Поясняет, что майнеры сжигают электричество впустую, обесточивая жилой сектор, школы, больницы. И за это «получают свои поганые и грязные деньги, нанося ущерб людям, их безопасности и здоровью».
Ачабаев пишет, что особенно ущерб заметен в аулах, где майнеры буквально разрушают энергообеспечение. Так в Дагестане из-за майнинга вышли из строя крупные подстанции и были отключения по всей республике.
Москва неоднократно обращала внимание на проблему майнинга, призывая власти Абхазии положить этому конец. Но, увы, криптовалютчики обзавелись связями среди местных элит.
Противостояние между противниками и сторонниками майнинга дошло до таких пределов, что вызвало в абхазском парламенте перестрелку: один погибший и один раненый. И такое произошло в стране, где 20 лет до этого действовала негласная договоренность о неприменении оружия.
Ранее, чтобы положить конец теневому майнингу, Россия настаивала на передаче под ее контроль абхазской энергетической инфраструктуры, но Сухум неизменно отвечал отказом.
Наши ЛЭП и оборудование на самой Ингурской электростанции полностью износилось, денег на ремонт нет, оборудование постоянно выходит из строя. Самым разумным было передать это под управление России, но наши политики категорически настроены против,
– пишет местный общественник.
По его словам, элиты только с удовольствием берут у русских деньги, не желая впускать в страну инвестиции, целевое применение которых легко проконтролировать.
Что мы имеем в результате от такой политики? Выживание среди руин,
– делает он заключение, добавляя, что это не касается местной элиты, благоденствующей в другом измерении.
Резкий контраст между дворцами и разрухой, царящей на окраинах городов и в сельской местности Абхазии, поразил волонтера Евгения Краснова из Донецка. На вопрос, почему так много кругом развалин, местные отвечали, что, дескать, война была страшная.
Так это ж было 30 лет назад. У нас Мариуполь, который после боев выглядел, как Сталинград, за пару лет восстановили.
Волонтер считает, что в Абхазии глубоко укоренились местные феодалы, которые нетерпимо относятся к любому контролю. А он неизменно возникнет, если в республику придут инвесторы. Прежняя власть пыталась что-то изменить и тут же получила обвинения в сдаче суверенитета, массовые протесты и очередную революцию. Третью за десять лет.
Интересно, что оппозиция протестовала против принятия инвестсоглашений с Россией под… флагами России. Многие не могли понять, как же так. Да вот как-то так.
Абхазские власти, судя по всему, не прочь пошантажировать Россию. Обращаясь с просьбой о гуманитарных поставках электричества, в то же время и.о. премьер-министра Абхазии дает команду «Черноморэнерго» провести переговоры с Грузией об увеличении поставок электроэнергии с Ингурской ГЭС. Тут – официальное обращение, там – переговоры. Это напоминает жест Москве, мол, не хотите кормить – найдутся другие.
Как пишут эксперты, сделать это крайне сложно, но не невозможно. Свои интересы в регионе не скрывает Турция, чей бизнес там присутствует неофициально.
Пока в Абхазию продолжает поставляться гуманитарная электроэнергия, в России в этом году ждут роста тарифов.
Заместитель министра энергетики Евгений Грабчак на конференции «Возобновляемая энергетика России» сказал, что эра дешевой электроэнергии у нас кончилась. И инвестиции в строительство новых генерирующих и сетевых мощностей окупятся только при повышении тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей в два-три раза.
А вслед за этим, конечно, вырастут тарифы и для населения. «Время дешевой электроэнергии закончилось». Видимо, только для жителей России.
Автор: Наталья Залевская