Трамп начинает нефтяную войну

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Трамп начинает нефтяную войну5 минут1 прочтениеСегодняСегодняОглавление

Как США могут конкурировать с иностранными компаниями, задаётся вопросом обозреватель Tablet и научный сотрудник New America Майкл ЛиндТрамп начинает нефтяную войну

Неужто Дональд Трамп читал Дон Кихота?! На прошлой неделе будущий президент предупредил Великобританию, что она совершает «очень большую ошибку», повышая налог на нефть в Северном море. Его решение? «Избавиться от ветряных мельниц».

Это был классический Трамп, кандидат в президенты, который позиционировал себя как друг Большой нефти, обещая высвободить национальные запасы жидкого золота и обеспечить «энергетическое доминирование» Америки. Благодаря паузе Байдена, которая вчера переросла в запрет на новые нефтяные и газовые аренды, а также его ограничительной экологической программе, запасы Америки были сохранены в резерве. А Трамп хочет их эксплуатировать.

Но означает ли это, что США стоит ожидать нового нефтяного бума? Не так быстро.

В Америке нефтяной бизнес в общественном сознании ассоциируется с отдельными техасскими нефтяниками и их семьями. Вспомните голливудские фильмы, такие как «Гигант» (1956) с Роком Хадсоном и Джеймсом Дином в главных ролях, и мыльную оперу восьмидесятых годов «Даллас», в которой макиавеллистского антигероя Дж. Р. Юинга сыграл покойный Ларри Хэгман. Сегодня гибридизация поп-культуры и нефтекультуры продолжается с фильмом «Лэндман» с Билли Бобом Торнтоном в главной роли мастера на все руки, работающего в нефтяной компании.

Связь с Техасом — не миф. Только пять американских штатов добыли 70% природного газа США в 2023 году, причем Техас добыл 28% от общего объема, столько же, сколько следующие два — Пенсильвания и Луизиана — вместе взятые. А с тридцатых по семидесятые годы Техасская железнодорожная комиссия помогала устанавливать мировые цены на нефть с помощью своих квот на добычу в штате.

Однако это никогда не было только американской историей. С момента своего зарождения в 19 веке нефтяная промышленность США находилась под контролем транснациональных корпораций и подчинялась политике великих держав.

В пятидесятые годы, когда «Гигант» шёл на экранах Америки, мировые цены на нефть в значительной степени контролировались картелем, известным как «Семь сестер». А в начале холодной войны эти компании — в том числе предшественники ExxonMobil, Texaco и British Petroleum — были партнерами правительств США, Великобритании и других западных стран. Действительно, в этот период петрополитика была геополитикой, что привело к таким вмешательствам, как поддержанный Западом переворот, который сверг демократическое правительство Ирана и посадил на трон автократического шаха в 1953 году.

В течение следующего десятилетия Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны сформировали ОПЕК и продемонстрировали свою коллективную мощь нефтяным эмбарго 1973 года против США и других союзников Израиля во время войны Судного дня. Именно в эту эпоху, в мыльной опере, Р. Юинг нанял наемника по имени Б. Д. Кэлхун, чтобы взорвать нефтяные месторождения на Ближнем Востоке.

Однако в реальном мире иностранный государственный капитализм одержал победу над частным капитализмом американского образца. Сегодня три четверти мировых запасов нефти контролируются государственными национальными нефтяными компаниями. Крупнейшими по объему выручки являются две китайские компании, саудовская Saudi Aramco, российская "Роснефть", бразильская Petrobras и индийская Indian Oil Corporation (IOCL). Америка, надо сказать, не выдерживает конкуренции.

«Сегодня три четверти мировых запасов нефти контролируются государственными национальными нефтяными компаниями».

Сегодняшний сериал Землевладелец, как и повтор президентства Трампа, происходит в эпоху, когда высокотехнологичный гидроразрыв пласта — использование огромных объемов воды для вымывания «сланцевой нефти» и «сланцевого газа» — преобразил американскую отрасль ископаемого топлива и мировой рынок. Но геополитика по-прежнему правит нефтяным участком. Более 80% мировых запасов нефти контролируются 13 членами ОПЕК, которые производят 40% всей сырой нефти и осуществляют 60% мирового экспорта нефти. И эти члены ОПЕК — вместе с их расширенной группой ОПЕК+, которая была создана в 2016 году — не боятся играть мускулами. После того, как в отношении члена ОПЕК+ России были введены санкции после начала её СВО на Украине, Китай помог Москве, заменив Саудовскую Аравию на Россию в качестве крупнейшего иностранного источника сырой нефти.

Между тем, политика трубопроводов также остается геополитикой. Вскоре после того, как президент Байден поклялся «положить конец» газопроводу «Северный поток-2», если Россия вторгнется на Украину, взрывы сделали в сентябре 2022 года подводный трубопровод бесполезным. Вашингтон и союзные правительства НАТО заявили, что были озадачены; однако в августе прошлого года The Wall Street Journal сообщила, что подрыв якобы был совершён украинскими диверсантами. Примерно в то же время китайское правительство заявило, что судно под флагом Гонконга в Балтийском море уничтожило критически важный трубопровод на Балтике между Эстонией и Финляндией. Излишне говорить, что это произошло «случайно». Покойный Дж. Р. Юинг, несомненно, где-то улыбается. Трамп, напротив, определенно нет.

Ведь в дополнение к необходимости иметь дело с государственными нефтяными компаниями и меняющимися альянсами новой холодной войны, будущий президент может также ожидать сопротивления изнутри нефтяной промышленности и инвестиционного мира. Американский институт нефти, главное лобби в сфере нефти и газа, выступает против угрозы Трампа ввести 25-процентные пошлины на импорт из Канады и Мексики, включая импорт энергоносителей. В других местах крупные нефтяные компании, которые полагаются на деликатные международные сделки, вряд ли одобрят ковбойскую дипломатию Трампа, включая его угрозу ввести пошлины на импорт из ЕС, если тот не станет покупать больше нефти и газа у США.

Однако Трамп, похоже, этого не осознает, заявляя вместо этого, что «если они сами себя разорят, мне наплевать». Сильные слова, конечно, но он упускает из виду тот факт, что даже президент Соединенных Штатов не может заставить частные нефтяные компании нарастить объемы бурения.

Вместо этого Трампу остается лишь иронизировать: если он хочет обеспечить энергетическое доминирование Америки, ему придется подражать всем остальным мировым конкурентам и создать государственную нефтегазовую компанию. История учит нас, что черное золото никогда не будет покорено одним человеком. Забудьте о Texaco — и наступит эра Americo.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!