Как советский «Орлан» прервал одну из самых жестоких войн на Ближнем Востоке. 60 лет назад появился на свет проект атомных крейсеров 1144
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Как советский "Орлан" прервал одну из самых жестоких войн на Ближнем Востоке. 60 лет назад появился на свет проект атомных крейсеров 11444 минуты441 прочтениеВчераВчераАтомный крейсер проекта 1144. Головной корабль серии ТАРК "Киров". Фото Красная звездаАтомный крейсер проекта 1144. Головной корабль серии ТАРК "Киров". Фото Красная звезда
В конце недавно ушедшего года в жизни нашего Военно-морского флота произошло этапное событие. Новый его флагман, атомный крейсер "Адмирал Нахимов", впервые за долгие годы простоя и ремонта прошел размагничивание корпуса и активировал атомный реактор на борту. Это не значит, что тяжелый ядерный крейсер прямо завтра отправится в море, но уже отчётливо стали видны перспективы его дальнейшего существования. Количество новаций у корабля, а в будущем году исполнится сорок лет как он был спущен на воду таково, что можно несколько материалов посвятить обычному их перечислению. Но главное, конечно, это обновленная система ПВО-ПРО, система боевого управления и новые универсальные ракеты. Под ними прежде всего имеется в виду "Циркон" или его дальнейшее гиперзвуковое развитие, способные сделать флагманский российский корабль одним из наиболее вооруженных крейсеров на планете. Любопытно, что атомная силовая установка корабля была запущена в канун другого эпохального события в жизни кораблей этой серии, на Западе получивших кодификацию Kirov.
ТАРК 1144. Схема.ТАРК 1144. Схема.
Ровно 60 лет назад, в январе 1965 года, впервые появился аванпроект военного надводного атомохода СССР в виде ударного корабля повышенной мощности. До этого советские конструкторы предлагали проекты противолодочных кораблей с атомной энергетической установкой (АЭУ). Но в январе 1965 года коллектив ЦКБ-53 (ныне Северного проектно-конструкторского бюро), под руководством замечательного конструктора Бориса Купенского, предложил тип вошедшего тогда в судостроительную моду корабля-универсала, совмещавшего ударные функции, умение вести противолодочную борьбу и при случае способного поставить мощный воздушный заслон, заменив целый позиционный район ПВО-ПРО. Многие считали подобную "многостаночность" большим злом. Но первый же его боевой поход доказал, что такой крейсер не только великолепное средство для ведения морской войны, но и важнейший, что называется, геополитический фактор.
Корабли 5-й Средиземноморской эскадры во главе с ТАРК "Киров" в Средиземном море. Февраль 1984 года. Фото с сайта корабля.Корабли 5-й Средиземноморской эскадры во главе с ТАРК "Киров" в Средиземном море. Февраль 1984 года. Фото с сайта корабля.
Призрак будущих арктических войн. Зачем Трамп настойчиво рвётся в Гренландию?
Первый же большой поход первенца серии 1144 крейсера "Киров""в Средиземное море, а точнее, к берегам Ливана, сразу стазу стал боевым. В конце 1983 года 6-й Флот США начал блокаду ливанского побережья, вмешавшись в Гражданскую войну в этой несчастливой ближневосточной стране. Корабли ВМС США по сути миссии должны были поддерживать миротворческую группировку в регионе и быть, что называется, независимым арбитром, сохраняя вооруженный нейтралитет. Но вместо этого почти сразу начали подыгрывать одной стороне, обстреливая сирийских союзников СССР, а также шиитов и друзов из дружественных группировок. Только флагман группировки, линкор "Нью-Джерси", произвел не менее 600 выстрелов своих 16-дюймовых орудий (406-мм) исключительно по одной стороне, заставив бойню вспыхнуть с новой силой. Это плохо влияло на международный престиж СССР, тоже выступавшего гарантом перемирия.
В конце февраля в этом водном районе появилась усиленная группировка 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, во главе с новеньким флагманом. Одного этого оказалось достаточно, чтобы американцы сняли блокаду и отошли от Ливана на расстояние 500 миль. Группировка у США там была значительно мощнее советской, но развязывать Третью Мировую, да ещё и попав под огонь одного из мощнейших ударных кораблей на планете, в американские планы явно не входило.
ТАРК "Киров", пришедший на капитальный ремонт, закончившийся утилизацией корабля. Фото ТАССТАРК "Киров", пришедший на капитальный ремонт, закончившийся утилизацией корабля. Фото ТАСС
Так наш тяжело вооруженный корабль внезапно выступил в роли миротворца, остановив горячую стадию четвертого этапа гражданской войны в Ливане. Без поддержки американских крейсеров противоборствующая сторона стала вести себя гораздо осмотрительнее. Ныне "Киров" находится на утилизации. В 1999 году крейсер, получивший новое название "Адмирал Ушаков" последний раз вышел в море, и с этого самого момента его боевой путь был завершен. Огромный дорогой корабль не прослужил и 20 лет. Теперь вся надежда на его возвращенного к жизни "собрата" — "Адмирала Нахимова". По проекту возрожденного крейсера он должен служить не менее трёх десятков лет.
Приглашаем всех друзей и читателей нашего канала в ТГ-канал "Зелёный край". Помимо статей и информационной ленты с самыми интересными видео в Телеграме, вы можете услышать наши статьи, озвученные профессиональным дикторским голосом. Очень вас ждём!