Дьявольская привлекательность сатанизма
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Дьявольская привлекательность сатанизма9 минут5 прочтенийВчераВчераОглавление
Ибо он проповедует радикальный индивидуализмУ сатаны все еще есть сила оскорблять.У сатаны все еще есть сила оскорблять.
Джаред Маммон — не тот человек, которого с виду можно принять за Князя Тьмы. Мягкотелый житель Флориды, работающий в сфере финансов — отсюда и его псевдоним, — он легко может пройти мимо радаров охотников за демонами. Однако, когда он не занимается продажами, 41-летний парень складывает свой костюм и превращается в преподобного Церкви Сатаны (CoS). Погружаясь в эстетику тёмной стороны, он проводит ритуалы разрушения, чтобы выместить гнев, и посещает публичные сатанинские ритуалы с "голым алтарем".
Маммон также старается применять свой дьявольский дух в повседневной жизни: он читает Сатанинскую Библию и делает все возможное, чтобы противостоять Девяти Сатанинским Грехам. Вопреки распространенному мнению, для этого не нужно приносить в жертву младенцев и пить кровь летучих мышей. Скорее, догматы CoS подразумевают "доброту к тем, кто её заслуживает", "неоскверненную мудрость" и "жизненное существование вместо духовных несбыточных мечтаний".
Речь идёт не столько о дьяволе, сколько об ангеле-бунтаре. Хотя существует множество различных организаций сатанистов, каждая из которых имеет свой собственный акцент, общим знаменателем является обостренное чувство индивидуализма, переработка религиозной иконографии и отказ от надоевших социальных норм. Сатанисты могут не верить в буквального Сатану, но они находят много силы в окружающем символизме: не в последнюю очередь это сила оскорблять. Это подарок для тех, кто любит, чтобы их неверие подавалось с гарниром из жутковатой театральности, или для тех, кто может похвастаться хорошо отточенным инстинктом троллинга.
Как говорит Маммон: "Вы найдете воинствующих атеистов, которые настолько антитеистичны, что не допускают в своей жизни никакого веселья. Мы не верим ни в какие сверхъестественные вещи. Но мы любим хорошее шоу. Мы любим хорошо проводить время".
В результате в последние годы сатанисты процветают по всему Западу и за его пределами. CoS Маммона держит количество членов в секрете, но конкурирующий Храм Сатаны (TST), штаб-квартира которого находится в Салеме, штат Массачусетс, сегодня может похвастаться примерно 600 000 подписчиков своего списка рассылки, а также множеством оживленных конгрегаций. Этому вторят и попытки добиться более официального признания. Например, в конце прошлого года cатанисты и люциферианцы Чили подали заявку на признание в качестве официальной религиозной организации — через пять лет после того, как TST добился аналогичного статуса в США. Согласно данным переписи населения Великобритании, число практикующих сатанистов выросло почти в три раза в период с 2011 по 2021 год.
Это далеко от прошлых веков, когда поклонение дьяволу вызывало страх и презрение. "В Средние века и в эпоху Реформации дьявол понимался как существо, которое могло физически проявлять себя во внешнем мире", — объясняет профессор Даррен Олдридж, историк религии из университета Вустера.
На практике эти идеи могли проявляться самым причудливым образом. Дьявол стал полезным козлом отпущения для инакомыслия, а гетеродоксальные группы часто обвиняли в сатанизме. Взять хотя бы немецких "люциферианцев" XIII века, которые якобы испражнялись на причастный хлеб. В период с XIV по XVII век сотни невинных людей были обвинены в связях с Сатаной, часто по таким ничтожным причинам, как наличие третьего соска или больной коровы поблизости.
Подобное беспокойство вновь проявилось в восьмидесятые годы в связи с "Сатанинской паникой", когда современные социальные тревоги вновь обрели форму параноидальных, дьяволобоязненных нарративов. Распространились заговоры о сатанинских культах, а полиция распространяла "образовательные" материалы о том, как распознать дьяволопоклонника. Хотя в девяностые годы паника начала рассеиваться, скандал с "Пиццагейтом" в 2016 году показал, что эти страхи никогда не бывают слишком далеки от поверхности. Маммон утверждает, что для сатанистов это культурное недомогание служит своего рода "щитом", отпугивающим людей, которые "судят о книге по её обложке".
Не все продолжали характеризовать сатанизм столь грубо. Благодаря научной революции то, что Олдридж называет "внешним дьяволом", было в значительной степени заменено "внутренним" противником, околдовывающим сердца и умы. К эпохе Просвещения образованные люди начали сомневаться в существовании дьявола. Романтические мыслители, писавшие после французской и американской революций, стали представлять Сатану как своего рода мятежного антигероя. В их прочтении "Потерянного рая", эпической поэмы Джона Мильтона XVII века, Сатана становится не столько воплощением зла, сколько мужественным вольнодумцем, противостоящим произвольной тирании Бога. По словам Уильяма Блейка, Мильтон "был на стороне дьявола", сам того не осознавая.
Это чувство несоответствия становится очевидным, когда вы разговариваете с сатанистами сегодня. Как говорит сам Маммон, он "был согласен абсолютно со всем" в Сатанинской Библии, когда впервые столкнулся с ней в юности. Для него было нечто гальванизирующее в том, что он нашел текст, который соответствовал его иконоборческим импульсам. Она не только была атеистической, критикуя религию как искусственную конструкцию, но и доставляла массу удовольствия, пропагандируя пьянящую смесь ритуала и личного исследования.
"Это чувство нонконформизма становится очевидным, когда вы разговариваете с сатанистами сегодня".
Сатанинская Библия" — это работа Антона Шандора ЛаВея, который основал CoS 30 апреля 1966 года. Провокатор, привлекавший внимание СМИ, он выкрасил свой дом в черный цвет, сомнительно заявлял о своем трансильванском происхождении, надевал пластиковые рога и плащ и якобы был причастен к смертельной автокатастрофе Джейн Мэнсфилд — через проклятие, наложенное им на её бойфренда.
Однако, несмотря на свое дьявольское позёрство, ЛаВей не был заинтересован в злодеяниях. Скорее, как отголосок романтиков, он хотел выступить против иудео-христианских догм, которые, по его мнению, были пронизаны невежеством и лицемерием. Исходя из того, что Бога нет, а Вселенная слепо безразлична к человеческим делам, он стремился создать модель человеческого процветания, в центре которой находилась бы личная воля.
Опираясь на Ницше и Айн Рэнд, ЛаВей создал "Девять сатанинских высказываний" — сборник афоризмов, таких как: "Сатана представляет жизненное существование вместо духовных несбыточных мечтаний!" и "Сатана представляет непорочную мудрость вместо лицемерного самообмана!". Несколько лет спустя он выпустил книгу "Девять сатанинских грехов". К ним относятся глупость, претенциозность, стадный конформизм и — что неприятно для тех, кто ещё не освоил костюмы для Хэллоуина, — отсутствие эстетики. "Сатанизм — первая в мире плотская религия, — так выражается Маммон. — Это первая религия, в которой речь идёт только о вашем человеческом опыте и наслаждении жизнью, как вы её понимаете".
Для ЛеВея Сатана служит олицетворением революционных инстинктов человечества. Хотя у него всегда были эзотерические наклонности — он говорил, что маги могут использовать природные силы, которые ещё не открыты наукой, — он, конечно, не связывал себя с представлениями о Сатане, знакомыми крестьянам в коровьих платьях. Скорее, CoS, как и TST, рассматривает Сатану не более чем как архетип. "В оригинале древнееврейское слово "сатана" означает противник, оппонент или обвинитель, — объясняет Маммон. — Вы постоянно видите его в Ветхом Завете. Оно не относится к конкретному божеству или даже к христианскому злодею".
И если это ещё раз говорит о притягательности сатанизма — не как организованной веры, а как способа отвергнуть мейнстрим, — можно заметить подобную гибкость в ритуалах этой религии. Все церемонии CoS должны иметь что-то, указывающее на их начало и конец, обычно это колокол или гонг. Но дальше всё зависит от конкретного сатаниста. TST, основанная в 2013 году, тоже не терпит ограничений. Несмотря на то, что в заголовках газет периодически появляется "Черная месса", практикующим предлагается просто участвовать в практиках, которые они считают лично для себя значимыми. Распространенным примером является "некрещение" — отказ от религиозных обрядов, совершенных над вами в детстве, — в котором может использоваться искусственная кровь и "безопасный для кожи гель для розжига".
И хотя CoS отвергает откровенно политические жесты, TST вынесли свое иконоборчество в публичную сферу. Среди известных трюков — возведение бронзовой статуи Бафомета высотой восемь футов в ответ на памятник Десяти заповедям в Капитолии штата Оклахома. TST также основали "Сатанинские клубы после школы", бросая вызов христианским программам в государственных школах. А там, где религиозные правые вцепились зубами в права на аборты, TST открыла онлайн-клиники для тех, кто хочет принять участие в её "религиозном ритуале аборта".
В Чили члены Храма Сатаны стали печально известны тем, что бросают вызов нормам в стране, которая остается глубоко католической. Одно дело — использовать сатанинскую иконографию в таких светских странах, как Великобритания: даже здесь сигил и пентаграмма лукавого сохраняют способность шокировать. Совсем другое — в Чили, где 51 % населения верит в реальность дьявола. Здесь местные сатанисты собираются небольшими группами для песнопений и сжигания чёрных свечей.
Неудивительно, что эти действия вызвали ответную реакцию со стороны разгневанных христиан. В США, например, "национальное молитвенное служение" под названием Intercessors for America молилось о том, чтобы собрание TST было сорвано. В Чили основные христианские деноминации объединили усилия, чтобы осудить Храм Сатаны. "История сатанизма хорошо известна, [и] он часто становился причиной трагедий", — написали лидеры этих конфессий в совместном заявлении.
Отражая аполитичную позицию своей секты, Маммон не впечатлён выходками TST. И хотя преподобный не стремится враждовать со своими соседями-христианами, у вас все же возникает ощущение, что он отталкивается от своего баптистского воспитания, попутно утверждая свое собственное чувство индивидуальности. Как он сам говорит: "Я был тем шестилетним ребенком, который в воскресенье спрашивал, как пингвины не замерзли на ковчеге, и не мог добиться ответа от своих учителей".
Другие сатанисты отвергают свои прежние верования более открыто, многие присоединяются к TST в ответ на религиозную травму. "Только благодаря фрейдистскому, интернализованному, натурализованному представлению о дьяволе люди могут идентифицировать себя как сатанисты, — говорит Олдридж о "Аве Сатане" и уничтожении Библии. — На самом деле они не поклоняются внешним дьяволам: они празднуют те аспекты себя, которые были подавлены".
Вполне логично, что многие бывшие верующие, уязвленные своим евангельским воспитанием, будут стремиться выпустить на волю своих внутренних демонов. В то время, когда традиционная религия уходит на второй план, а духовное самовыражение становится более индивидуальным, чем когда-либо, современные сатанисты решили объединиться с мощным символом автономии и свободомыслия.
Кажется странным, что в эпоху упадка христианства и религиозности сатанизм всё ещё остается формой протеста, способом увидеть индивидуальность и уйти от толпы. Если ваши антитезы приходят в упадок, разве это может быть большим протестом? Но, будучи настолько не связанным с современным обществом, сатанизм стал формой индивидуальности сам по себе, больше не представляя собой простую антитезу христианству. В эпоху индивидуализма сатанизм обладает дьявольской привлекательностью.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!